Ардабон. Часть 1. В начале было слово...

10-09-2011 | Просмотров: 8 777

Æрдæбон – (осет недавно, только что"); Æрдæбонец 1) так называют "плохих осетин" (по определению одного из информантов), "осетин-националистов" (по определению другого); 2) (часто оскорбительное) название осетин вообще, встречается не только в Осетии, но и в соседних регионах: Кабардино-Балкарии и Ингушетии; 3) осетины "старой закалки", в этом значении (часто с негативной оценкой) используется и в русском языке самих осетин. Слово образует множественное число (чаще "ардабонцы", но встречается и "ардабоны") и прилагательное "ардабонский". (по словарю сайта http://ironau.ru/zaim.html)


По моему мнению,
Æрдæбон (осет.- наиболее соответствует старорусскому «давеча»; например: - «Æрдæбон, уыдтæн ме рвадæлтæн – давеча, был я у своих родственников»). Совокупность мировоззрения, которое обозначает наиболее консервативных представителей осетинской нации, объясняющих все беды современного общества влиянием прогресса и отходом от «традиционных истоков» (основные высказывания имеют следующий смысл: « что бы все было как у наших дедов», или «нам надо вернуться к своим корням»).

Часть 1. В начале было слово...


Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

«К. Маркс и Ф. Энгельс. Святое семейства или критика критической критики против
Бруно Бауэра компании (сентябрь—ноябрь 1844 г.)
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 2, с. 145—146.»



Идея написания этой статьи у меня возникла после прочтения целой череды постов в оснете о том, как катастрофически мы теряем наши корни, традиции, ну и прочие монологи о трагедиях современности. Основной темой споров возникающих вокруг подобных высказываний становится потеря "агъдауа", и забытое наследие. При этом, все сводится к тому, что виновата исключительно или в основном семья, которая не смогла "воспитать". То есть для определения болезни современного общества используется древняя, и в общем устаревшая система оценки.

Между тем как это, в корне не верно. И ссылки на наших предков ошибочны. По крайней мере потому, что мы не наши предки, а на дворе 21 век не 18-й и да даже не 20-й.
При этом я не хочу сказать, что "предки" в чем-то ошибались. Нет. Раньше, действительно, все зависело от семьи, так как человек воспитывался и рос исключительно в семье. Причем воздействие общественного мнения, на конкретного человека было крайне велико, и происходило из практического отсутствия так называемого «личного пространства». С ранних лет и до самой смерти, в патриархальном обществе, человек на виду, все его действия так или иначе становятся достоянием общественности. В то же время он сам воспринимает себя как непосредственную часть общества и нормы личного поведения есть копирование общественных норм.Именно так шло воспитание из века в век.

Теперь о воспитании. Что есть воспитание?

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, В. имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитии физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам


Итак, основная задача воспитания подготовить новую личность. Как это происходит? Путем передачи от старшего поколения младшему, накопленного опыта. В каких формах это выражается? В форме обучения молодого поколения, то есть путем передачи информации и личного поведенческого опыта.
Основная цель воспитания сформировать зрелую личность, которая способна заботиться о себе и своих близки. Попутно у формирующейся личности вырабатывается свое, собственное мировоззрение. И формирование у молодого поколения собственного мировоззрения, заключается в том, что оно воспринимает от старшего поколения теоретическую информацию, которая подкрепляется поведенческим примером "старших".

Давайте посмотрим, какие возможности восприятия были у наших предков.
Представим осетинское общество средних веков. Это большая семья, большую часть времени борющаяся за выживание. Постоянно испытывающая нужду в элементарных потребностях. Дети с ранних лет заняты тяжелым физическим трудом (например, см., картину Коста Хетагурова "Мальчики-каменщики"). При этом дети живут с родителями и после периода создания своей семьи. Так что в патриархальном обществе, для непосредествено молодого поколения, существует только 2 вида коммуникаций, при пмощи которых идет восприятие информации и опыта:

  1. Семья, передача информации и опыта от старших, к младшим непосредственно напрямую по родственной линии – родовой тип.
  2. Улица, (в данном случае все малое сообщество) – передача информации и опыта от старших к младшим, но опосредованно от всей совокупности старшего поколения ко всей совокупности младшего. Но поскольку само общество в средневековой, а после переселения на равнину, сельской, общине, крайне ограниченно, и уровень «свободы», а точнее неподконтрольности семье (а именно так подрастающее поколение всегда воспринимает «свободу» ) очень ограничено, то влияние семьи в этом укладе велико.

Теперь посмотрим, что мы имеет сегодня. В наше время передача информации и опыта молодому поколению, в результате которого формируется его мировоззрение, происходит по более многочленным каналам:
  1. Семья, от старших, к младшим непосредственно напрямую по родственной линии – родовой тип.
  2. Улица Современная улица в большом городе имеет совершенно другое наполнение, чем в древности. Улица отделена от семьи, соответственно уровень «свободы» (как уже говорилось, именно так воспринимается неподконтрольность семье) на много выше. К тому же передача информации и опыта старшего поколения претерпевает определенное искажение. То есть не напрямую от старшего к младшему, а от определенной группы старшего поколения к наиболее активной, и «авторитетной» среди сверстников, части молодежи, навязывающей остальным свои стереотипы. При этом искажение происходит на том этапе, когда «молодой актив» передает информацию и анализ опыта «старших», всей остальной части молодежи, в соответствии со своим неустоявшимся мировоззрением.
  3. Общественная система воспитания молодого поколения – детсады, школы, СУЗы,ВУЗы. Коллективная целенаправленная передача информации и опыта, в основном в теории.
  4. «Традиционные» СМИ: пресса, радио, телевидение. Имеют в основном одностороннюю связь, то есть, направлены только на подачу информации.
  5. «Инновационные» или новые интерент-СМИ: сайты и форумы, блоги, чаты, социальные сети и пр. Имеют преимущественно и обратную связь, то есть предполагают не только передачу информации субъекту, но участие самого субъекта в ее обсуждении, анализе и дальнейшем распространении.

Итак, мы видим, что по сравнению с теми условиями, в которых шло воспитание подрастающих поколений ранее, произошли кардинальные изменения. Даже такое понятие как «улица» в наше время имеет совершенно другое значение. В горах, в условиях скученного общежития, когда село с населением всего 1000 человек считалось крупным, все было на виду и даже находясь на улице молодое поколение не сильно уходило из под контроля старших В целом средневековую «улицу» можно сравнить с общим коридором и кухней в коммунальной квартире. Современная улица в большом городе имеет совершенно другое наполнение. Это отдельный мир, уходя в который, молодое поколение совершенно неподконтрольность старшему.
При этом необходимо учитывать и тот факт, что прогресс, не только дал новые коммуникации, но и дал возможность обеспечения необходимым для выживания минимумом, при меньших затратах усилий человека. Во многом молодое поколение в ходе взросления не испытывает давления жизненных обстоятельств, и имеет на много больше свободного времени и больше "личного пространства".

С другой стороны у современного молодого поколения есть возможность не только относительного большего выбора коммуникаций, но и возможность самостоятельного их создания.

Надо учитывать, что каждый из этих каналов подачи информации воспринимается молодым поколением в неотрывной связи с поведенческим опытом. Причем в совокупности ни одни из каналов не может перекрывать своим влиянием другие. Слишком уж разные у них «воспитательные» ниши. Поэтому надеяться на то, что исключительно семья сможет дать «хорошее» воспитание в общем-то наивно. Человек есть существо социальное. И его формирование происходит в социуме. Мировоззрение человека всецело опирается на опыт накопленный обществом. И поэтому,в ходе своего развития и формирования, развивающаяся личность воспринимает весь спектр информации и поведенческий опыт, имеющийся к моменту его рождения. То есть, молодое поколение воспринимает не только то, что ему внушают посредством целенаправленного воздействия, как то воспитание в семье, обучение в школах и ВУЗах, но и тот общественный опыт который, по мнению «старших» , ему не желательно воспринимать. Избежать этого в принципе, практически не возможно. Если человека с детства от всего изолировать, то вырастет асоциальная личность, что будет иметь не самые лучшие последствия.

Основное различие между молодым и старшим заключается в разных формах восприятия. У старшего поколения, которое имеет определенный опыт и знания, в большей степени преобладает восприятие информационного характера. В то же время молодое поколение, еще не имеющие достаточного опыта и заданий, в большей степени имеет восприятие поведенческого характера, то есть непосредственного опыта. Здесь имеет место преобладание в формирующемся человеке именно биологического, "животного" начала, поскольку, в природе, задача молодого поколения приобрести опыт на своей собственной «шкуре» путем проб и ошибок. Поэтому молодое поколение, при прочих равных условиях, будет преимущественно брать пример с непосредственного поведения старших, чем с их же теоретических постулатов, то есть со слов. Если старшие говорят одно, а делают совсем другое, то молодое поколение больше будет воспринимать и усваивать именно «практику», а не «теорию». Причем в данном случае многочисленных ссылки на «хорошие» семьи и «нерадивых» детей не уместны. Поскольку восприятие опыта происходит повсюду, и постоянно, постольку усваивание опыта идет не только, и не столько в семье, сколько в обществе в целом. А новейшие способы коммуникаций еще более увеличивают независимое от семьи "взросление".

Таким образом, воспитание в семье и общественное воспитание идут рядом, но соотношение их влияния со временем меняется.


Основные виды воспитания. — семейное, или домашнее (см. Семейное воспитание), и общественное (общественно-организованное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.
(Большая советская энциклопедия)

Другое дело, что общество может и должно находить способы минимизации «негативного» воздействия на подрастающее поколение, со стороны «общественного негатива». Наиболее "качественный" результат семейного воспитания имеется там, где «старшим» удается привить молодому поколению на довольно ранних этапах воспитания, стремление к самостоятельному мышлению, а так же формированию и отстаиванию собственного мнения. В таком случае при столкновении с какими-либо «негативными» явлениями общества, у «самостоятельных» представителей молодого поколения будет лучше сопротивляемость общественному мнению "улицы" и других различных "субкультур", бытующему среди сверстников, и, как правило, ведущему к нарушению существующих норм.

При воспитании исключительно по "традиционным нормам", которые отличаются, прежде всего, табуированием, то есть запретами, при ослаблении внешнего воздействия, то есть при уходе из семьи, влияние «табуирования» резко падает, а зависимость от «общественного мнения» резко возрастает.

Способствование формированию у подрастающего поколения собственного мнения, то есть своего индивидуального "я", происходящего из свободы выбора, можно противопоставить возникновение у них коллективного "мы", которое является продуктом стихийного протеста против архаичных остатков табуирования, которое и ведет, к так называемому, "падению нравов".


Таким образом, теории о том, что в «падении нравов» виновата, прежде всего, семья просто не выдерживают критики. Человек есть продукт всех общественных отношений вместе взятых. Для решения вопросов воспитания молодого поколения, необходимо решать все проблемы общества в целом. А для этого наше современное общество должно, прежде всего, понять свои собственные ошибки и понять причины собственной деградации.

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

К. Маркс. К критике гегелевской философии права.
Введение (конец 1843 г.— январь 1844 г.).—
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1, с. 417.


Продолжение следует....

Источник: Сослан Бероев

Комментарии:

Оставить комментарий
ХОЧУ ОБЪЯСНИТЬ ОДНО СЛОВЕЧКО,КОТОРОЕ ТЫЧУТ НАМ ИНГУШСКИЕ УБЛЮДКИ КАК ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ ПО ИХ МНЕНИЮ-АРДАБОН.АБСОЛЮТНО НИЧЕГО ОСКОРБИТЕЛЬНОГО В НЁМ НЕТ,А ТОЛЬКО ПОЧЁТНО И ЕЩЁ ГОВОРИТ О ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА.Аланский город Феодосию таврические аланы называли «Ардабда» (т. е. «семибожный»)Кстати ,ставшее шутливым название осетин АРДАБОН прямо от этого происходит,только не семиБОЖНЫЙ,а скорее СЕМИ НЕБОЖИТЕЛЯМ ПОКЛОНЯЮЩИЙСЯ.
О СЛОВЕ АЛАРДЫ-небожителе,повелителе оспы и болезней.За каких дьяволом нам какие-то тюркизмы понадобились чтобы называть ими свои Арийские святыни?Скорее тюрки,повылазившие из джунглей Вьетнама на наши равнины переняли у ариев 99,9% своих слов.
ПОНЯТИЕ АЛАРДЫ ТАКЖЕ ОТ СЕМИБОЖИЯ или вернее СЕМИСВЯТИЯ ПРОИСХОДИТ.
Крупнов Е.И. О происхождении ингушей // Средневековая Ингушетия. М., 1971. С. 39-57

Понятия семибожия («Ардауда»), выражаемого аланскими словами «вар» (семь) и «дада» (отец) или «дела» (бог). Как известно из «Перипла Черного моря» анонимного автора V в. и Скимноса Хиосского 2, греческий город Феодосию таврические аланы называли «Ардабда» (т. е. «семибожный»)Кстати ,ставшее шутливым название осетин АРДАБОН прямо от этого происходит,только не семиБОЖНЫЙ,а скорее СЕМИ НЕБОЖИТЕЛЯМ ПОКЛОНЯЮЩИЙСЯ.3. На это обратил внимание еще С. Броневский, одновременно заметивший, что эти словосочетания («Ардабда», «Ардауда», «Вардада») при сравнении со словарем кавказских наречий И. А. Гюльденштедта обнаруживают и некоторые расхождения 4. Существующее же не только в алано-осетинских, но и в абхазских древних культовых представлениях понятие семибожия с культовыми терминами «арды», «грды», «ерды» в осетинском и ингушском языках («Аларды» — в осетинском, «Гальерды» — в ингушском) 5, позволяет судить лишь о значительных следах аланского влияния в местных (так называемых яфетических) языках народов Кавказа, но не больше. Для установления же прямой генетической преемственности, скажем, ингушей или абхазов от алан нет никаких оснований.