«Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями»
К. Маркс «К критике политической экономии (Предисловие)»
К. Маркс «К критике политической экономии (Предисловие)»
Итак, находящееся в глубоком кризисе осетинское общество, судорожно ищет пути выхода. Как ясно видно из цитаты Маркса, общество всегда имеет возможность решать встающие перед ним проблемы, точнее перед обществом встают лишь те проблемы, для решения которых уже имеются возможности. Из этого следует, что, в принципе, можно попытаться узреть возможности решения проблем уже имеющимися, или возникающими, в нашем обществе средствами.
Какие же возможности решения проблем, наличествуют сегодня в Осетии?
Сначала, рассмотрим традиционные, уже устоявшиеся в общественном сознании, общественные условия, которые давно уже выработаны, определенными сообществами.
1. Политические партии и идейные течения
На горизонте тщетных поисков «национальной идеи» просматриваются несколько политических партий, как крупных официальных, так и крайне малочисленных неофициальных группировок, (что впрочем не мешает им считать себя «истинными идейными») в основном левого толка. Каждая из партий, имеет свою «спасительную» программу. И хотя ассортимент идей «возрождения» у этих субъектов общественной и политической жизни достаточно широк: от национально-патриотических социалистического толка, до право-либеральных демократических, но при этом, практически все программы сводятся к примерно одной идиоме «возрождения всего и вся» под мудрым руководством партийных лидеров. Однако, в силу всеподавляющей любую реальную политическую силу, специфики существующего режима, а так же вялой деятельности самих обозначенных политических субъектов, их практически нулевое влияние на принятие важных решений, перелагаемые ими проекты не имеют сколько либо значительного влияния на массы.
Осложняет жизнь имеющимся политическим партиям и значительно деградировавший в последние десятилетия уровень общественного самосознания. Ведь как известно, для того, что бы общественные группы осознанно руководствовались политическими идейными течениями как в борьбе за ресурсы, так и в стремлении к консолидированному решению проблем, для этого необходим определенный уровень общественного развития. Уровень, характеризующейся тем, что участники политического процесса не только понимают суть идейных течений, но и осознают связь их воплощения, со своими личными интересами.
Таким образом, политические партии и неформальные политические группировки с приближенными к ним движениями и течениями, на сегодняшний день, в принципе, не могут претендовать на роль общественной силы способной начать кардинальные преобразования, и вывод общества из кризиса.
Рост влияния какой-либо политической силы, которая предлагает какие-либо кардинальные преобразования (а не путь «эволюционных» реформ), должен быть неукоснительно связан с ростом виляния на массы, соответствующего идейного течения.
А для того, что бы в осетинском обществе идейное политическое течение (не столь важно правого, центристского или левого толка) получило массовую поддержку, само общество должно пройти определённый путь прогрессивного развития, сопровождающегося ростом уровня общественного сознания, которое позволит различным частям общества более четко осознавать зависимость своих интересов от реализации тех или иных политических (а как составная часть и экономических) теорий.
К сожалению Осетия к этому уровню не только не приближается, но и длительное время от него откатывалась назад, хотя в данный момент мы находимся в периоде стагнации и застоя общественного сознания, а дальнейшие процессы роста или отката будут связаны напрямую с процессами протекающими в России, в целом.
2. Религиозные организации
В плане взаимоотношений воззрений религиозного толка внутри нашего общества порождается парадокс, являющийся продуктом последних лет. Парадокс этот заключается в том, что в относительно не религиозном обществе, каковым Осетия была очень долгое время (как в царское, советское и первые годы нового времени), где религиозные воззрения человека практически не имели (и пока в большинстве своем не имеют) никакого общественного значения в плане как бытового общения, так и экономической (деловой) деятельности, именно в таком, наиболее светском из всех кавказских обществ, религиозные организации все активнее пытаются предстать всенародными спасителями, этакими «мессиями». Причин такого удивительного явления несколько:
Во-первых, Осетия, как часть России, после развала СССР, попала под волну нашествия агентов влияния чужеродных религиозных течений. В 90-х годах, наиболее успешными оказались «Свидетели Иеговы». А уже во второй половине нулевых, на осетинской религиозной «сцене» объявились сторонники т.н. «чистого» ислама, то есть отрицающего местный ислам, разбавленный длительным периодом пребывания в традиционном обществе. Оба этих «нашествия» вызывало резкое недовольство у подавляющего большинства общества, поскольку адепты новых религиозных течений отрицают право местного населения на какую-либо «уникальность», и требуют от своих последователей неукоснительного «чистого» соблюдения установленных религиозных догм, приверженность к которым очень часто противоречит традиционному укладу сложившемуся в Осетии к нашему времени. То есть, следование «правильной религии», как правило, означает полный разрыв с традициями и обычаями существующими в обществе сегодня.
Во-вторых, снова же, как и вся Россия, Осетия подвергается тотальному распространению своего вездесущего влияния, при всевозрастающих аппетитах, официальных (крупнейших) религиозных организаций, в первую очередь РПЦ. Действия оной организации, объявляющей необходимость «миссионерства» в Осетии, вызывает так же резкое недовольство в народе, в основном приверженцев «традиционных» воззрений, а так же сторонников светского характера общества.
В-третьих, в последние несколько лет, ко всем своим, и без того не малым бедам, Осетия, оказалась на острие противостояния по разделу на сферы влияния между несколькими наиболее крупными религиозными течениями: официальным православием и официальным исламом. А если брать и Южную Осетию (а ее брать прямо таки необходимо, так как она практически уже неотъемлемая часть общего пространства Осетии), то неумолимо выступает противостояние между «самостийными» стремлениями в религиозном плане самой Осетии (Аланская епархия), с одной стороны, и «монопольным» сговором между РПЦ и ГПЦ с другой стороны, по которому Южная Осетия остается в сфере влияния ГПЦ.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита в столицу Украины провел переговоры с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II. Церковные иерархи помимо других вопросов обсудили непростую для них тему – положение церковных дел в Южной Осетии и Абхазии. Несмотря на просьбы абхазского и южноосетинского духовенства признать их независимость, РПЦ признала в очередной раз их канонической территорией Грузинской православной церкви (ГПЦ). И патриарх Кирилл об этом заявил снова своему грузинскому «коллеге».
Поэтому, не смотря на официозные заверения должностных лиц различных религиозных обществ, Осетия продолжает медленно раздираться на сферы влияния, что не может не вызывать внутреннего противодействия.
В-четвертых, это самое внутренне противодействие, порождает в самом осетинском обществе тщетные попытки противостоять более сильным и могущественным религиозным течениям и структурам, что в свою очередь выливается в появление религиозного течения своей «традиционной веры». В конце концов, стихийные традиционалистские течения вылились в образование религиозной организации «традиционной» религии «Уасдин».
Эти процессы, резкого увеличения числа религиозных течений, и усиления их влияния на отдельные общественные группы, говорят о падении уровня общественного сознания, деградации общества в целом, и потере ценностных ориентиров. Таковых, после развала СССР, в новой России на государственном уровне предложено не было. И соответственно, эту нишу стремительно начали занимать вышеозначенные радикальные группы. То есть, именно в результате сильнейшего шока, которое несколько раз наше общество испытывало на протяжении последних 20 лет, происходил всплеск новых последователей тех или иных религиозных организаций. Уставшие от тягот быта, не видя возможности нормального существования, в религиозных воззрениях люди пытались найти выход:
"Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа"
К. Маркс, «К критике гегелевской философии права“ (Введение).
"Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу"
Нова́лис (Фри́дрих фон Га́рденберг)
Ведь, в самом деле, успех деятельности «Свидетелей Иеговы» пришелся на начало 90-х годов, когда обществом были потерян целый пласт нравственно-ценностных ориентиров. Всплеск роста новообращенных в лоно РПЦ, был зафиксирован сразу после бесланской трагедии. А рост влияния исламистов «чистого толка», пришелся на вторую половину нулевых, когда в результате прихода в Осетию «информационного» общества, произошел сильный подрыв влияния традиционных нравов в молодежной среде.
Религиозные течения и организации самого разного толка, как уже говорилось, предлагают свои рецепты «спасения», суть которых сводятся к необходимости вернуться к некой «чистой вере», приобщится к всевышним силам, и по мнению руководителей и вещателей от оных организаций это поможет решить все проблемы.
Однако, как раз деятельность всех этих деятелей вместе взятых ведет к дальнейшему расколу общества, усугублению и без того запущенных проблем. Адепты религий образуют что-то вроде анклавов внутри общества, которые проповедуют жизнь по принципам отличным от общественных, так происходит маргинализация, что приводит к усилению противостояния их с остальной частью общества.
Таким образом, мы видим, что в Осетии, сегодня, религиозные течения и организации, не способны каким либо образом повлиять на массовое общественное сознание, и стать той силой, которая будет иметь возможность «вывести» общество из кризиса.
3. Лидеры общественного мнения
В разное время, в разных общественных слоях время от времени рождаются так называемые лидеры общественного мнения. Иногда, они могут становится лидерами целых стран и играть ключевую роль в масштабных преобразованиях. Примерами таких стихийных лидеров общественного мнения, игравших в последствии важную роль в общественной жизни могут являться Лех Валенса, Чжу Юаньчжан, Ян Гус.
На мой взгляд сегодня, в осетинском обществе изменяются очень малые признаки присутствия таких лидеров общественного мнения, а возможности их «роста» до общенациональных лидеров, практически ничтожны. С одной стороны общество вроде бы ждет некого «вождя», но с другой стороны, существенной поддержки такой вожак иметь не будет. Во-первых, потому что любой субъект становящийся чуть более известным и оппозиционным привлекает к себе внимание властей и подвергается определенному давлению, с другой , он же подвергается обструкции со стороны самого общества, неумолимо усматривающего в его действия какой либо личный интерес.
Поэтому, возможность появления в ближайшие годы на горизонте осетинского общества подобного «спасителя» маловероятна.
Таким Образом, мы видим, что традиционные, давно наличествующие в нашем обществе партии (имеются ввиду не политические партии, а все крупные общественые группы), не имею возможности стать той руководящей и направляющей силой, способной помочь нашему народу преодолеть кризис общественных норм и ценностей.
Но вдобавок к традиционным, любое общество в той или иной степени имеет и новые, пока не устоявшиеся формы общественного взаимодействия, и вероятно, что именно они могут показать "свет конце туннеля".
Продолжение следует…
Источник: Сослан Бероев