«Монополии, олигархия, стремления к господству
вместо стремлений к свободе, эксплуатация всё
большего числа маленьких или слабых наций
небольшой горсткой богатейших или сильнейших наций —
всё это породило те отличительные черты империализма,
которые заставляют характеризовать его
как паразитический или загнивающий капитализм»
В.И. Ленин «Империализм, как высшая стадия капитализма»
вместо стремлений к свободе, эксплуатация всё
большего числа маленьких или слабых наций
небольшой горсткой богатейших или сильнейших наций —
всё это породило те отличительные черты империализма,
которые заставляют характеризовать его
как паразитический или загнивающий капитализм»
В.И. Ленин «Империализм, как высшая стадия капитализма»
Бытие определяет сознание. Образ жизни, определяет образ мысли. Это совершенно справедливо во все времена. Большинство «знатоков», критикующих это гениальное изречение Маркса, пытаются свести его к примитиву, вырывают его из контекста, даже не удосужившись ознакомиться с высказыванием в полном виде. На самом деле эта мысль звучит полностью так:
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Карл Маркс, «К критике политической экономии»
То есть, общественные условия, в которых растет, учится, осуществляет свою экономическую деятельность (работает) человек, становятся определяющими при формировании его мировоззрения.
И для того, что бы понять, почему современное осетинское общество имеет такое искаженное сознание, необходимо узреть, чем оно живет, чем, так сказать, «добывает свой кусок хлеба».
А поскольку выше уже было сказано, что сознание общества определяет правящий класс, мы посмотрим, чем же живет наша современная «элита».
Правящий класс Осетии, возник после развала СССР. Формировался он в условиях, скажем не самых «цивилизованных», а если говоришь прямо — в условиях диких. Соответственно, раз условия возникновения капиталов, повторяли закон джунглей «выживает сильнейший», то и образ мышления и уровень развития тех, кто сегодня правит бал в Осетии, находятся на соответствующем уровне и отношения с другими людьми у них строятся по тем же принципам (похожим на «взаимоотношения» в пищевой цепочке животного мира).
Однако, ведь и в других странах были периоды накопления капиталов, но ситуация там другая. Да это так, но не совсем.
Во-первых, с самого начала капитализм «западный», получаемый доход вовлекал в промышленность. То есть, награбленное, вкладывалось в процесс производства. А значит волей не волей, но правящему классу требовались специалисты и профессионалы. Поэтому посредством общественного договора между капиталистами (государственный аппарат), приходилось выделять траты на науку (для дальнейшего развития техники), на образование (для подготовки профессиональных кадров), медицину (повышение квалификации работника, увеличивает его ценность). Значит, в обществе худо-бедно, но шло создание новых материальных (и не материальных) благ. У подрастающих поколений была возможность себя реализовать (хоть, и работая на капитал), и соответственно, молодежь осознавала необходимость настоящего и качественного образования.
Во-вторых, имелась относительно свободная конкуренция, выраженная в возможности открытого доступа к ресурсам. Ни одна из капиталистических группировок не имела монопольного права на общественные богатства. И поэтому государственный аппарат оставался посредником между различными группировками капитала. Что мы можем наблюдать и по сей день в западных странах, с высоким уровнем общественных отношений.
А уровень общественных отношений всегда и везде зависит от уровня производительных сил общества.
Поскольку в процессе своей жизнедеятельности общество, видоизменяя природное вещество, производит национальный продукт, с целью его потребления, постольку уровень развития общества определяется производительным отношением к природе. А именно: то, на сколько развито, то или иное общество можно узнать по степени изменения природного вещества, в процессе производства ставшего национальным продуктом. Чем больше стадий изменения проходит первозданное природное вещество (сырье), чем больше оно преобразуется человеком, чем больше общественные усилия прикладываются именно на изменении сырья, то есть, чем выше производительность труда, тем выше уровень развития общества.
В свою очередь, развитое общество с высокой производительностью труда неизменно предполагает следующее:
— Знание природы: то есть развитие технологий и наук, как следствие необходимости получать все больше национального продукта при меньшем использовании природного вещества.
— Производство и поддержание людей труда: чем больше знаний о природе получает общество, чем больше развивается научная мысль, тем выше производительность труда, а значит, более развиты производительные силы общества, тем более подготовленными должны быть участники производственного процесса – то есть люди труда (трудовые ресурсы). Поэтому, чем выше уровень производительных сил общества, тем больше внимания силы и средств общество тратит для подготовки людей труда (образование) и их последующее содержание (здравоохранение и социальная политика).
— Знание общества: чем более значительные силы и средства общество тратит на развитие наук, подготовку людей труда высокого уровня, и их содержание и обеспечение, тем более необходимым, и главное осознанным, становится стремление к более рациональному распределению национального продукта, и соответственно к максимальному уменьшению, а потом и полному искоренению непроизводительной прослойки общества – класса-паразита.
А какова ситуация в Осетии сегодня? Какое лицо имеет национальный «капитализм»?
Во-первых, Осетия часть российского пространства, а значит, общая картина современного капитализма соответствует общегосударственной. Российский капитализм сегодня представляет из себя следующую картину: группировка, ориентированная преимущественно на компрадорский сырьевой капитал, захватила в стране власть и монопольно владеет основными экономическими активами. То есть о свободной конкуренции речи даже не идет. И государство не совсем является комитетом крупных группировок капитала, а имеет по отношению к ним больше власти:
В виде исключения встречаются однако периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними…Такова абсолютная монархия XVII и XVIII веков, бонапартизм первой и второй империи во Франции, Бисмарк в Германии.
Ф.Энгельс, « Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Таким исключительным периодом является и современная Россия.
Далее, поскольку одна группировка контролирует основные ресурсы, то только от нее зависит степень производственного развития, то есть доля общественных ресурсов вовлекаемых в создание новой стоимости, то есть в производство и развитие технологи. Но поскольку современная Россия — это засилье естественных монополий связанных с государством,
«Это монополия капиталистическая, т.е. выросшая из капитализма и находящаяся в общей обстановке капитализма, …. Но тем не менее, как и всякая монополия, она порождает неизбежно стремление к застою и загниванию. Поскольку устанавливаются, хотя бы на время, монопольные цены, постольку исчезают до известной степени побудительные причины к техническому, а следовательно, и ко всякому другому прогрессу, движению вперёд; постольку является далее экономическая возможность искусственно задерживать технический прогресс»
В.И. Ленин «Империализм, как высшая стадия капитализма»
, постольку это и определяет тот застой, который мы видим все последние годы.
И так как правящая группировка заинтересована в основном в экспорте ресурсов, то и вложения идут, в основном, в те сферы, которые обеспечивают функционирование «трубы», то есть инвестируются лишь те отрасли, которые обеспечивают экспорт сырья.
В остальном же, интересы правящего класса находятся за пределами страны.
Соответственно, и правящий класс Осетии, мало чем отличается от российского в целом. С одной поправкой: Осетия не располагает богатыми природными ресурсами с высокой долей прибавочной стоимостью. И совершенно ясно, что правящему классу Осетии по большому счету выкачивать нечего. Оставшиеся заводы и фабрики, дышащие на ладан и выживающие за счет непостоянных заказов, дают не так много прибыли, что бы быть объектом общей, «буржуазной», эксплуатации. Единственное предприятие способное давать хоть и не большой, но стабильный источник прибыли («Электроцинк») находится во владении крупной российской компании. Спиртоводочная отрасль, давно уже в забвении.
Таким образом, единственное, что остается, и на чем зиждется основная деятельность правящего класса Осетии это разного рода, торговля. Поэтому, правящий класс Осетии сегодня, представляет собой, в общем-то, общество торгашей.
Торгуется все, чем не сложно, где можно и как возможно. Причем в категорию торговли надо включать и куплю-продажу в системе госаппарата. Ибо когда, свершаются сделки по массовой распродаже земли, должностей и оказания прочих «госуслуг» за деньги, это нельзя назвать просто коррупцией. Это полноценная система торговли – и прибыль от такой торговли называется чиновничьей (коррупционной) рентой.
Вы скажете:-, но не все же современные осетинские «буржуи» торгуют. Да, не все. Но главное значение имеет, именно, основной для класса, источник богатства. Среди российской олигархии, то же не все нефтяники, есть банкиры и пара-тройка «металлургов». Здесь важно то, какой деятельностью промышляет правящий класс в массе своей, и за счет какой деятельности увеличивается это богатство. Итак, в Осетии, сегодня это именно торговля, а именно покупка и перепродажа всего, чего только возможно. Плюс к этому федеральные дотации, перераспределяемые посредством системы «торговли», осуществляемой госаппаратом.
Между тем общественное сознание класса, получающего основной источник богатства торговлей, всегда будет оставаться на низком уровне, а моральные и нравственные устои не будут иметь серьезного основания.
Если посмотреть на историю человечества, то можно провести параллели: общества, жившие исключительно торговлей, то есть получавшие не трудозатратную, быструю и большую прибыль, высокими нравами и устойчивыми моральными ценностями, особо не отличались.
Деятельность, заключающаяся в получении дохода из торговой наценки, так или иначе, будет основана на стремление получить больше, затратив меньше. Поскольку прибыль от торговой наценки, которая в свою очередь не регулярна, то поднимается, то падает, постольку стремление к получению этой прибыли любой ценой, становится для экономической жизни класса определяющим. Такой правящий класс является паразитом на теле общества. Со временем, подобный характер приобретает и мышление класса. А точнее, в процессе «естественного отбора» представителями такого класса становятся лишь те, кто имеет подобное паразитическое мышление, и руководствуется им в жизни.
И никакая трудоемкая деятельность такому классу, в общем и целом, уже не нужна. Поэтому не меньше влияет на общественное сознание и общую деградацию, которая так же является последствием господства класса-паразита и крайняя ограниченность классовых интересов. Сравнивая господствующие классы в других странах с «осетинским», легко заметить, что наш класс-паразит, в принципе не заинтересован во вложении награбленных богатств в производство. Поэтому, в отличие от капиталистов многих других стран, осетинский господствующий класс-паразит (как и российский, в целом) не стремится к «социальной ответственности». У класса-паразита нет потребности ни в развитии науки, которая могла бы развивать новые технологии, ни в финансировании образования, которое взращивало бы профессиональные кадры и специалистов, ни в качественном здравоохранении, поскольку для класса-паразита, простой человек ценности не имеет.
Поэтому не удивительно, что в молодежной среде, как и в обществе в целом, нет понимания необходимости получения реальных знаний и опыта, поскольку эти качества не востребованы. Не востребованы как система, то есть как осознанная необходимость в масштабах всего общества.
Как следствие, идет общая постепенная деградация общества в целом. Это не исключает каких-либо отдельных историй успеха. Одно с другим не так сильно связанно и отдельные редкие проблески бывают и в угасающих обществах.
Однако здесь речь идет об общем состоянии «больного». Об уровне взаимодействия всех общественных отношений в целом. А взаимоотношения эти строятся как раз исходя их действий правящего класса, чье мировоззрение, в общем и целом, как уже говорилось, передается и в обществу.
Таким образом, правящий класс Осетии, ведущий паразитический образ жизни, и имеющий паразитическое мировоззрение, является сегодня главным источником распространения в осетинском обществе паразитических настроений и установления их господства в общественной системе ценностей.
Продолжение следует…
Источник: Сослан Бероев