Ардабон. Часть 3. Короли и капуста

15-09-2011 | Просмотров: 5 158

«Короли и капуста» — серия рассказов, созданных американским писателем О. Генри, объединённых общим сюжетом в подобие романа. Действие происходит в маленькой, латиноамериканской стране под названием «Анчурия», которую сам писатель характеризует как «банановая республика», основной статьёй дохода страны является экспорт тропических фруктов в США. Население страны живёт в повальной нищете, правительство поголовно коррумпировано…


Cujus regio, ejus religio
(Лат.- чья страна, того и вера.)

Принцип, установленный по Аугсбургскому религиозному миру
1555 г., согласно которому князьям было предоставлено
право определять религию своих подданных.


Продолжая тему принятия молодежью тех моральных норм, обычаев, идей, которые господствуют в обществе в целом, необходимо рассмотреть сам процесс их формирования и принятия данным обществом.

Что в первую очередь отличает современное общество от традиционного патриархального? Условно говоря, это другая форма общественного договора. Если в патриархальном, (средневековом) осетинском обществе, представлявшем из себя некое подобие конфедерации слабозависимых друг от друга, разделенных по ущельям, обществ, этот договор выражался в виде традиций и обычаев, в соответствии с которыми осуществлялась жизнедеятельность и взаимоотношения между всеми членами общества. То в наше время общественный договор выражается, прежде всего, в виде государственного аппарата. Осетия сегодня имеет государственный аппарат, хотя и не свой собственный, а являющийся частью, российского. Однако, важен сам факт наличия этого аппарата и всех сопутствующих этому следствий. Ведь, как известно, государственный аппарат, из ничего не возникает и отдельно от общества существовать не может. Он есть показатель определенной стадии развития, и наличия определенных отношений, господствующих в данном обществе:

Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка».
Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»


Итак, государство есть в первую очередь аппарат правящего класса. Правящий класс (упрощенно), — есть совокупность тех, кто владеет основными экономическими ресурсами. Я буду использовать именно этот термин. Есть еще понятие «элита», которое в последнее время стараются использовать наши власти. Но в данном случае, я от этого термина воздержусь, поскольку понятие «элита» довольно широкое. Кроме политической элиты, бывает еще элита культурная, творческая, ученная, и я думаю, многие со мной согласятся, что большую часть представителей культурной, ученной и творческой элит, как по стране в целом, так и в Осетии в частности, к правящему классу отнести никак нельзя. И, по моему убеждению, широкое использование властями и подвластными СМИ понятия «элита», есть ни что инное, как желание размыть то негативное отношение, которое имеет место быть у народа к правительственным кругам и крупному капиталу, то есть к, собственно, правящему классу.

Почему я уделяю такое большое значение именно классу, правящему сегодня в Осетии. Какое отношение крайне малочисленный (но владеющий подавляющим большинством ресурсов) правящий класс имеет к теме этой статьи? К воспитанию подрастающего поколения? К формированию общественных устоев: моральных, культурных, нравственных?
Самое прямое и непосредственное! Потому что именно правящий класс всегда определяет законы общества и его систему ценностей, в том числе моральные нормы, моду, и др. Поскольку правящий класс, владеет и распоряжается по своему усмотрению основным богатством народа, постольку именно он устанавливает основные законы, которым подчиняется общество:

«…класс или классы, держащие в руках государственную власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те общественные отношения, которые отвечают их интересам. Помимо того, что господствующие классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание которого всегда даётся отношениями этого класса».
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322


Проще говоря, принцип «кто платит, то и заказывает музыку» распространяется во всеобщем масштабе.

«…право есть лишь возведённая в закон воля вашего {буржуазии} класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни…»
К. Маркс и Ф. Энгельс, «Манифест Коммунистической партии».


Действительно, раз правящий класс распоряжается основной частью общественного богатства, то все остальные члены общества, так или иначе, зависят от воли правящего класса. В том числе и представители науки, культуры, общественных и религиозных течений. И соответственно, что бы иметь возможность получать средства к существованию, им приходится свою деятельность осуществлять в соответствие с желаниями и вкусами правящего класса.

Поэтому именно правящий класс диктует основные «модные тенденции» возникающие в обществе, а система ценностей правящего класса, в общем и целом, становится главной для всего народа.
К примеру, можно привести такие примеры, говорящие о правящем классе, как о законодателе мод: Петр Первый, а с его подачи и дворянство, привнесли в Россию курение; в мусульманских странах со светскими режимами первыми жиджабы снимали женщины из богатых семей, по роду деятельности много времени общавшихся с европейцами и перенимавшими некоторые элементы западной культуры.

Для более близкого для Осетии понимания можно, опять таки, вспомнить новейшую историю.

После развала СССР, в Осетии, как и в России, стал формироваться свой класс капиталистов. Новоявленный правящий класс, состоявший как из бывших партийных деятелей, так и из «новых осетин» (в 90-е водочники и спиртовики), постепенно стал давить на устоявшиеся общественные уклады. Например, хорошо помню, что именно в 90-е годы на свадьбах и кувдах, стали появляться первые «элитные» или «VIP» столы, для важных гостей. Если даже в советское время традиционный осетинский стол оставался в массе своей демократическим, и даже высокопоставленные работники госаппарата садились за общий стол по возрастным «показателям». То с появлением новоявленных нуворишей, в короткое время сделавших себе огромные состояния, социальная градация стала распространяться и на элементы традиций. Действительно, у новых хозяев жизни появились определенные интересы, которые можно было обсуждать только в узких кругах, среди «своих» и не предназначенные для чужих ушей. Кроме того столы для элиты были показателями определенного жизненного успеха, который демонстрировался всем окружающим. Это лишь один яркий пример того, как новые властители общества стали рушить обычаи.
Вот так капитализм, стал разрушать, остававшиеся к этому времени традиционные устои, и процесс этот возглавлял новый класс собственников.

Исходя из вышеизложенного, видно, что образ жизни и мышления правящего класса, определяет общественную мысль. Именно мировоззрение, так называемых «хозяев жизни», является главным источником формирования современных «модных» тенденций и распространения их в обществе. «Золотая молодежь», то есть «потомство» правящего класса, перенимает от своего старшего поколения эти «моды». Нередко она формирует их самостоятельно либо копирует со стороны.
Например, такое модное среди российской молодежи течение как «эмо», появившееся в конце 90-х в Англии, в Россию было привнесено теми подростками, которых родители (представители правящего класса России), отправляли учиться в английские средние учебные заведения (пансионаты, колледжы и др.). То есть, переняв «эмо» культуру там, российская «золотая молодежь», которая является «авторитетом» для российской молодежи в целом, распространила ее по нашей стране.

Я уже приводил пример того, как молодежь от старшего поколения переняла моду на высшее «образование». Теперь, этот же пример рассмотрим с классовой точки зрения.
В советские годы одним из самых престижных факультетов был исторический. Поскольку в его программу входил курс углубленного изучения истории КПСС и Научного Коммунизма, постольку после окончания истфака можно было сразу попасть на партийную работу и без проблем вступить в КПСС. Соответственно, партийная элита стремилась к тому, что бы их чада попадали именно на истфак, конкурс на который, например, в Северной Осетии, достигал 20 человек на место. После развала СССР, для детей новых правителей необходимость в «историческом» образовании отпала. Поскольку Россия входила в капиталистическое правовое и экономическое поле, постольку в системе управленческого аппарата появились иные требования. Государству потребовались специалисты по экономики и праву, соответствующие капиталистической системе ценностей. И поскольку, новоявленным хозяевам жизни то же хотелось по удобнее «устроить» своих чад, постольку, потоки «золотой молодежи» пошли в направлении юридических и экономических факультетов. А уже потом, мода на «юристов» и «экономистов» распространилось среди всей молодежи.
Естественно, что такая мода могла распространиться, только если она становилась востребованная самой молодежью. Что в данном случае значит востребована? Это значит, что молодежь воспринимает нечто данное, как необходимое для себя самой. Хотя ни для кого не секрет, что реальные «знания» интересуют лишь ограниченную ее часть, а остальных интересует сам факт наличия документа об образовании.

Как известно, распространение любой моды среди молодежи, должно опираться на устоявшийся «авторитет». Таким «авторитетом», для подростающего поколения, всегда и в любом обществе выступает «золотая молодежь». Именно от нее остальная молодежь, в массе своей, перенимает различные «модные» течения.

Таким образом, господствующие сегодня в Осетии «модные» и «плохие» тенденции среди молодежи есть лишь зеркальное отражение, тех норм морали и нравственных ценностей, которые присуще, именно, правящему классу нашего общества. И если, среди молодежи распространяются такие «ценности» как: стремление к быстрому успеху и легким деньгам при минимальных усилиях, отказ от «традиционных» устоев, и прочих «негативных явлений», о которых постоянно говорят с высоких трибун правительственные «ардабонцы», это говорит лишь о том, что подобные идеи составляют основу мировоззрения правящего класса Осетии.

Основа же мировоззрения правящего класса в общем и целом зависит от, того образа жизни который господствует в данном обществе. Какие процессы в экономике преобладают, и, каким образом создается общественное богатство.

Наслаждающийся богатством — в одно и то же время и раб, и господин своего богатства.
К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года.



Продолжение следует…

Источник: Сослан Бероев

Комментарии:

Оставить комментарий