Ардабон. Часть 8. Новая Реальность

29-09-2011 | Просмотров: 5 318

«…человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления»
К. Маркс «К критике политической экономии (Предисловие)»

Современный мир, ознаменованный колоссальным техническим прогрессом, являет нам, так же, и новые формы общественной инициативы, дающие гражданам дополнительные, до селе не существовавшие возможности, так или иначе влиять на процессы общественного развития.
Исторические события последних 2 лет, начиная от событий в Молдавии в 2009, и кончая Арабской весной показывают нам новую форму массовых коммуникаций. Быстрого объединения масс для решения каких либо задач через социальные сети.
Точно так же, как волна Первой русской революции 1905-07 гг, явила миру новую форму самоуправления в виде Советов, точно так же волна Арабской весны показала все возможности массовой организации через новые информационные средства коммуникаций.
И хотя использование интернет технологий для образования каких либо сообществ в реальности существовало задолго до этих событий, например в виде флеш-мобов, именно события последнего времени позволяют с уверенностью говорить, что такая форма коммуникаций уже может претендовать на одну из ведущих ролей в масштабах всего общества, которая способна решать определенные общественные задачи.
Я называю такие формы объединения Общественные Инициативные Группы.

Общественные Инициативные Группы – новые формы объединений разных общественных групп, первоначально возникающие в виртуальной среде, как, правило в результате процесса стихийного объединения сторонников какой либо идеи, на какой либо виртуальной платформе (сайт, блог, форум и т.д.) и в последствии становящейся реальными, в результате негласного общественного договора, принимаемого участниками на добровольной основе. Главная отличительная черта ОИГ от всех других форм человеческих объединений отсутствие строгой иерархии и жесткой структуры, что в прочем не мешает реализации определенных поставленных задач. Причем, у ОИГ не только отсутствует иерархия и строгая структура, но и сама идея не предполагает самой базы для появления иерархии в будущем. То есть ОИГ, пока она существует в неизменном виде отличается от остальных традиционных форм объединений людей принципиальными пунктами:
1. это организация «прямой демократии», то есть как правило решения в таких объединениях принимаются единогласно. Принцип демократического централизма: «меньшинство подчиняется большинству» здесь не действует, так как нет строгой структуры и иерархии, то нет и принуждения к действу. И, поскольку, для выполнения какой либо поставлен ой и обговоренной задачи нужно согласие самого участника, то, соответственно, если кто либо против, то он просто не участвует. Это не значит, что в ОИГ нет альтернативных мнений, это значит лишь то, что в процессе становления остаются лишь те кто придерживается определенной идеи, которая, собственно, и стала центром притяжения. Те же кто не поддерживал «генеральную линию» просто отошли, либо создали свою ОИГ, с другой идеей.
2. это форма объединения всеобщих возможностей. То есть, раз в идее ОИГ нет места иерархии и жесткой структуры, то любой участник может взять на себя инициативу в каком либо деле. Потом, такую же инициативу на себя берет другой и так далее. Таким образом, вместо иерархии и соответствующей ей строго подчиненной вертикали, стихийно существует структура горизонтального типа, где каждый равен каждому, без вождей, а лидерство кого-либо, определяется его личной инициативой на определенном этапе, в определенном проекте.

То есть ОИГ, где нет жестких рамок, в которые человек вынужден втискиваться в других объединительных формах, это прообразы общества действительной свободы:

Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным и людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу; и потому «равное право» есть нарушение равенства и несправедливость
Ленин В.И. «Государство и революция»


Появление же, в недрах ОИГ какого либо иерархического и структурированного «равноправного» объединения, тут же влечет к отделению этого объединения, которое уже живет своей жизнь, но к типу ОИГ уже не относится.
Таким образом ОИГ, можно сказать, являются примитивными, зачаточными формами совершенно новой организации людских сообществ.

Их, пока еще, слабость и примитивность является следствием данного (современного) этапа исторического развития. А преобразование ОИГ в традиционные формы объединения (партии, общественные организации, и др.) является лишь показателем «болезни роста». То есть, уровень развития и степень взаимоотношений внутри общества на данном историческом этапе пока не позволяет осуществлять крупных преобразований силами организации построенной по принципу «прямой демократии».

Действительно, опыт стран Арабской весны, показывает, что ОИГ созданные через социальные сети, оказались очень эффективны при организации акций протеста. То есть при организации процесса довольно примитивного уровня. Ведь соорганизоваться и прийти протестовать на центральную площадь не очень сложно. Это может быть достаточно опасно, если власть сопротивляется. Опасно да, но не сложно.
Но вот после свержения «диктаторов» эти общества оказались в состоянии относительного хаоса. Поскольку организовать шествие толпы это одно, а организовать жизнедеятельность крупного населенного пункта это совсем другое, это процессы на много более сложные. И пока формы ОИГ на это не способны.

Для упрощения еще один пример. Допустим образовалась ОИГ, которая озаботилась экологией и решила провести экологическую акцию по уборке мусора. Согласитесь для этого не нужно обладать семи пядей во лбу. Бросить клич в сети, собрать сторонников, поехать убрать, вывести мусор. Это цепочка организационных процессов доступная каждому среднестатистическому современному человеку.
Но в то же время, если та же ОИГ, которая действительно озабоченна экологией попытается сделать, что бы и впредь на том же месте мусора больше не образовывалось, то эта задача ей практически не под силу. Поскольку, более сложная, в этом случае, цепочка организационных процессов будет следующая. Обратиться к органам госвласти с требованием пресекать новое «замусоривание», организовать народные акции протеста против бездействия должностных лиц, выдвинуть на выборах своих кандидатов, провести своих кандидатов в органы власти, и в конце концов уже на новом уровне, имея рычаги властного воздействия пресекать замусоривание. Согласитесь для этого понадобится форма организации с более четкой структурой, разделением обязанностей, полномочий и строгой иерархией, а главное, потребует не только «среднестатистических» граждан, а еще и людей с определенными навыками и способностями. Первоначальная ОИГ, в этой цепочке может играть некую подспудную роль, но самостоятельно данное действо она организовать не в состоянии.

Если брать нашу республику, то мы имеем пример такого рода – это участники так называемого движения против завода «Электроцинк». Причем, это движение так же прошло процесс распада, когда участник столкнувшись с реалиями времени, пошли на создание традиционных форм объединений: общественных организаций «Зеленная Алания» и «Новое Время», что в то же время не мешает их общему совместному действу.
То есть, образовавшиеся ОИГ, если их участники имеют желание действительных перемен, в конце концов так или иначе, под давлением реальных обстоятельств, преобразуются в традиционные формы объединения: общественные организации (как в случае в движением против «Электоцинка»), политические партии (которые сейчас создаются в Тунисе и Египте на основе ячеек из тех самых ОИГ) и др.
В принципе, это нормально, и пока что по другому не возможно. Что бы ОИГ, в рамках своей собственой формы взаимодействия — «прямой демократии», смогли самостоятельно осуществлять крупные «проекты», общество должно пройти довольно длительный путь развития, пока оно не достигнет такого уровня общественного сознания и сознания отдельного человека, который позволит решать общественные задачи без вертикально подчиненых структур.
Что касаемо положения в Осетии, то опыт движения против «Электроцинка», в принципе, может стать показательным примером для последующих инициативных групп, которые скорее всего в ближайшем будущем начнут появляться в нашем обществе, все в больших количествах.
Само появление ОИГ по всему миру как результат информационной революции, имеет в то же время и другие причины. И эти причины таковы: даже самый дееспособный и грамотно функционирующий госаппарат, по оперативности реагирования на вызовы времени сегодня, по определению, будет уступать ОИГ, в силу как раз того, что в отличие от госапарат ОИГ не имеет иерархии и соответственно, время на принятие решений минимально. А как известно, в информационном мире именно время реагирования на проблему, становится главным критерием эффективности. Поэтому, тенденция к появления и существования таких ОИГ, будет всецело зависть от дееспособности госаппарата, чем более неповоротливым будут действия госаппарата, тем больше таких ОИГ буду рождаться самой общественной исторической необходимостью.
Итак, именно Общественные Инициативные Группы — по моему мнению и есть та единственная на сегодняшний день возможность, которая приведет к появлению определенной влиятельной общественной силы, которая сможет принять на себя ответственность решать вопросы, стоящие перед обществом, в том числе и нашим (осетинским).
Обществу современой Осетии, в принципе, все еще нужна некая направляющая сила. Поскольку как уже было сказано решать сложные проблемы «прямой демократией» ОИГ пока не возможно. И главная проблема нашей республики это отсутствие такой организующей и имеющей народную поддержку силы. Сторонники теории «заговоров» и пессимисты считают, что и появление такой силы сегодня не возможно. Дескать народное движение не поднимется, да и лидера вроде нема, поизмельчал народ-то. Однако, все не так упрощенно, как кажется. Лидеры сами по себе не рождаются, лидеры выходят из массового действа, тогда, когда в обществе появляется на них «запрос»:

«То обстоятельство, что именно вот этот великий человек появляется в данной стране, в определенное время, конечно, есть чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такой заместитель находится, — более или менее удачный, но с течением времени находится»
Ф. Энгельс. Пиьмо В. Боргиусу


Народная поддержка какого либо движения так же порождается из массового действа. А это значит, что главная проблема в нашей республике сегодня это отсутствие этого самого массового действа, массового народного движения, практическое отсутствие массовой народной инициативы. И поскольку, традиционные формы объединения не способны сегодня предложить массам «руководство к действию», это вполне по силам самим массам в виде объединительных форм «новой реальности»: Общественных Инициативных Групп. Преимущества ОИГ очевидны: создать легко, много людей для начала не требуется, информация о деятельности распространяется быстро и так же быстро растет число сторонников и последователей, а так же и «конкурентов», что порождает рост числа самих ОИГ.
И, поскольку, одна такая ОИГ не в состоянии решать все проблемы общества, то возникает общественная историческая необходимость создавать множество таких групп, каждая из которых может решать свои узкие задачи. Но при этом вполне возможна и координация совместных действий множества таких групп для решения более крупных задач, которые не по силам, одной, отдельной группе. А со временем, появится и та общественная сила (движение, партия и др.), которая будет иметь и влияние и поддержку, и общественных лидеров, и выкристаллизуется она из стихийного массового действа.

Чем больше какая нибудь общественная деятельность, целый ряд общественных процессов ускользает из-под сознательного контроля людей, выходит из-под их власти, чем более эта деятельность кажется предоставленной чистой случайности, тем больше с естественной необходимостью пробивают себе дорогу в рамках этой случайности свойственные ей внутренние законы
Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»


Таким образом, анализ ситуации современного состояния разных общественных групп и партий, показывает нам, что в недрах самого общества уже имеются инструменты для решения стоящих перед обществом проблем.
Поэтому, один из главных вопросов терзающих всех «радеющих за боль народную», вопрос о том, кто нас «спасет» очевиден: Конкретно Никто!
Не надо ждать каких-то «спасителей», «мессий», вождей. Они уже не нужны. Время «толпы», «стада», нуждающегося в мудром «пастыре» неумолимо уходит в прошлое.
Конечно, еще вполне вероятны несколько исторических всплесков вождизма, и по всему они будут. Однако это уже будут атавизмы истории, постепенно уходящие в прошлое и теряющие «авторитет» в массах, подобно тому, как сегодня скептически воспринимаются идеи сторонников «монархизма».
И поэтому, сегодня, в Осетии, как никогда ранее, имеются исторические возможности для самостоятельного общественного «творчества масс». Посредством новых форм общественного действа, народ, отвергнув призывы консерваторов псевдопатриотов и религиозников и не ударившись обратно в дикое средневековье, может решать свои проблемы, здесь, сейчас, повсеместно и самим, своими силами!

Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и не герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

Эжен Потье «Интернационал».


Заключение следует…


Вы всегда можете узнать где лучше купить хостинг если посетите сайт site-commercial.ru

Источник: Сослан Бероев


Теги: internet

Комментарии:

Оставить комментарий