Общество или совокупность людей?

13-07-2011 | Просмотров: 3 332

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Фраза, взятая в эпиграф, в значительной степени выражает традиционное миропонимание осетин. Социальные связи, которые веками складывались в осетинском обществе, принципиально были основаны на взаимопомощи. Если бы наши предки следовали популярному сегодня «человек человеку волк», то не было бы ни нас, ни этого блога. Выжить и сохранить себя в тех катастрофических испытаниях, которые выпали на их долю, они бы просто не смогли.

Поэтому и попытки насадить хаос на нашей Родине, свидетелями которых мы все являемся, реализуются в первую очередь через обособление людей друг от друга. Мы рассматриваем это как уничтожение краеугольного камня осетинской ментальности. Результативность таких попыток усиливается из-за слабости государства, которое сдает свои позиции практически по всем направлениям и прямо попустительствует различным провокаторам . Общество, в котором мы живем, подвергается тотальной обработке, целью которой является его атомизация. Смысл упрощенно можно свести к следующему: каждый человек – хаотически движущаяся частица, которая временно объединяется с подобными себе либо по воле случая, либо при воздействии извне. Такой человек, конечно, считает себя истинно свободным и уникальным: достаточно взглянуть на современных гламурных хомячков, ко всему и вся толерантных экземпляров или субкультурщиков . Традиционные ценности в Осетии старательно уничтожаются , и их место занимает рынок со своими характерными чертами. Рынок, которому нужно не общество, а совокупность людей.

То, что происходит в Осетии последний месяц, было бы практически невозможным в обществе с элементами самоорганизации. «Поджечь» атомизированный социум, в котором «каждый сам по себе», сравнительно нетрудно. По религиозному и/или этническому принципу в нем выделяется группа людей, которой последовательно прививается осадное мышление и внушается обособленность от своего народа. Одновременно на эту группу вешается ярлык “чужой” и “нелояльной” своей нации. Напротив, общество, которое как лучами пронизано ячейками ментально близких людей, несущих в себе традиционные ценности и отличающих белое от черного, расшатать проблематично. В любой конкретный момент оно способно оказать сопротивление давлению извне. На ум приходит сравнение с корнями, которые держат дерево в самую ненастную погоду: оно гнется, но не ломается. Наши корни – самоорганизация, взаимопомощь и приверженность своим ценностям, верность своему самосознанию. Сейчас, когда ситуация в Осетии адекватно описывается русской поговоркой «кто в лес, кто по дрова», мы видим только отдельные очаги сопротивления атомизации. Что мы собой представляем, в конечном итоге: общность или совокупность людей? Почему всевозможная нечисть организуется в сообщества по интересам, а люди, у которых традиционное самосознание еще не деформировано, разъединены?

Выбор невелик: или нас сломают («переформатируют»), или мы выйдем из этого испытания еще более сильными. Выйдем не поодиночке, но вместе. И никто нам не поможет, кроме нас самих. Самоорганизация на основе взаимопомощи, ментальной близости, интеллекта и традиционных ценностей – тот стержень, вокруг которого будет строиться сопротивление творящемуся злу. Атомизированное общество нежизнеспособно, оно не может быть субъектом действия, но только объектом приложения чьих-то сил. Иллюзия процветания обособленных людей, живущих в состоянии совершенной конкуренции, принципиально нереализуема, а в Осетии она и вовсе не имеет права на жизнь. Дальнейшее отчуждение, нескончаемые претензии друг к другу, религиозная неприязнь и внутриэтнические распри повлекут за собой социальную катастрофу и настоящую «войну всех против всех». Зацикливаясь на второстепенных вопросах, мы упускаем главное: то, что здоровой части народа нечего делить. На нас будут давить тем сильнее, чем слабее будет самоорганизация в обществе. Наивно и неразумно рассчитывать в этом вопросе на государство. Оно не способно адекватно противостоять сетевым структурам, потому что закоснело в коррупции и неэффективности. Да и значение вопроса по важности намного больше государственного. Перебить сеть сможет только другая сеть, и эта сеть – все мы.

Источник: zilaxar.livejournal.com


Теги: осетия

Комментарии:

Оставить комментарий