С интересом представляю к обсуждению фильм Регины Ревазовой об индейцах США, живущих в резервации. когда Регина недавно прислала мне ссылку на фильм, и я посмотрел его, первой мыслью было, у всех малых народов одинаковые проблемы, потеря культуры и языка. посмотрите этот фильм и вы увидете как старый индеец повторяет слова, которые мог бы сказать здесь какой-нибудь местный старейшина. правда, фильм только на английском.
но по моей просьбе Регина написала свои мысли о фильме, о том как он создавался и обо всех этих похожестях. за что ей огромное спасибо! это дипломная работа и мне кажется, что она вышла очень достойной. успехов тебе, Регина!
Ki Na Sumoowakwatatu (Never To Be Forgotten)
Это был экспериментальный для меня проект. Я студентка магистратуры в Невадском университете, и школа у нас подходит креативно к журналистике. Потому что старый журналистский подход со всеми техническими и идейными новшествами не работает. Здесь не стану углубляться, лишь скажу, что я решила ставить разного рода эксперименты над своими способностями/неспособностями пока я в школе. Но возвращусь к документальному проекту.
Работала над фильмом с февраля, а на лето и вовсе переехала на резервацию, где и добила проект, обрадовав скептически настроенного научного руководителя: он ставил под большой вопрос возможность съемки на резервации ввиду закрытости пайутского общества. Я попросила не ставить под вопрос то, что еще не произошло, а дать мне возможность попробовать.
Место: Пайутская резервация в северной и пустынной части Невады. Численность резервации примерно 1700 человек. Включает в себя три небольших поселения и большое древнее озеро (по-моему, береговая линия 92 мили) в центре – Pyramid Lake.
Мне как иностранке в этой стране было интересно над этим работать: когда касаешься совершенно неизвестных мест, и если подходишь к новому опыту без или с минимальными установками-стереотипами, становишься просто частью нового жизнеустройства, да и о себе как-то узнаешь кучу новых вещей. Это было необычное, довольно изолированное от внешнего мира лето, но здесь остановлюсь в описании собственного опыта.
Алан в нашей краткой переписке поднял вопрос о сходствах в ситуации с потерей языков и культуры у индейцев и у осетин. Я ответила, что сходства есть, конечно.
Первое что предприняли белые, пришедшие на пайутские земли 140 лет назад, попытались полностью ассимилировать захваченный народ, переварить его в американских граждан. Но дальше задумалась, так как прямолинейные сравнения с ситуацией с национальными республиками в России здесь заканчиваются, потому что само американское общество с тех времен неузнаваемо изменилось.
Экономические или политические права и свободы племен с субъектами РФ не сравнимы, и не думаю, что открою здесь тайну. Они разнятся от племени к племени. Есть на североамериканском континенте племена (ближе к восточному побережью), к примеру, которые имеют право выдавать политическое убежище иностранцам, если структуры США отказали в таковом; так же есть другие, которые имеют полное право не выдавать преступников властям США, находящихся на территории резерваций. Многие резервации по статусу суверенные государства в государстве, поэтому это комплексная тема, но опять-таки, с Россией параллелей никаких.
У пайутов история своя. Их большое озеро посреди резервации в сухой пустынной местности вызывало и до сих пор вызывает много споров. Жадно на него поглядывают фермеры, которые занимаются хозяйством в Северной Неваде и разные фирмы да корпорации. Жадно поглядывают, потому что пустыня вокруг, и озеро здесь как золотая гора, без преувеличений. Пайутские власти в судах США отбили многие претензии не озеро за последние десятки лет: озеро только наше, сказали пайуты. На самой резервации я часто слышала: «положение вещей в стране неидеальное, но судебная система у нас работает».
Ну и проект был про современное положение дел, и вкратце дела обстоят так: язык пайутов почти мертв: из всей резервации на нем говорят 45 человек, которые старше 60ти лет. Традиционная добыча пищи – охота и собирательство – теперь только в стадии хобби. Традиционная религия пайутов жива и в действии; есть процент христианского населения; есть нерелигиозная часть, даже встретила одну пайутскую мусульманку. Большой процент страдает от большого веса, но это обще американская проблема. У пайутов, как и у всех племен на североамериканском континенте, весомые льготы в системе образования («Моя дочь учится Стэнфорде» нередкий здесь факт), здравоохранения и пр.
Экономические свободы на индейских землях куда обширнее и с национальными субъектами России здесь, снова, сложно сравнить. К примеру, взять игорный бизнес, который в штатах довольно серьезно ограничен. Сегодня в стране всего несколько штатов, которые это практикуют. Город, в котором я живу, в прошлом второй по численности казино в штатах и очень богатый, сегодня в экономическом плане довольно чахлое место по той лишь причине, что с недавних пор на индейских землях разрешили открытие казино. Теперь от Калифорнии до Северной Дакоты есть немало племен, в которых игорный бизнес практикуется и азартный турист утекает из Невады именно туда. Распределение прибыли идет поровну в большинстве племен, и я знаю племя в восточной Калифорнии, каждый гражданин которого получает ежемесячно $70 000 на банковский счет не работая (если не дорос гражданин, то деньги просто копятся до достижения ребенком совершеннолетия).
Прошу прощение за сбивчивость: невероятно сложно вместить восьмимесячный отрезок времени в несколько параграфов.
Возвращаясь к запросу Алана, с российской историей на Северном Кавказе картинка другая. Алан написал, что Северный Кавказ в России иногда называют резервацией с аборигенами (как я подозреваю, уничижительно, хотя в штатах «резервация» не несет негативный окрас). Здесь лишь скажу, что если сильно настаивать на параллелях России на Северном Кавказе с индейской культурой, то будет примерно так: одно большое племя захватило близлежащие маленькие племена и теперь там господствует. Кавказцы и русские принадлежат к одной расе (понимаю, в фашистской русской России это может звучать невероятно), это не совсем индейцы с одной стороны и европейцы с другой. Конечно, со всем моим уважением к двум последним категориям.
Источник: Алан Цхурбаев