А. СОЛОМИН: Мы всё ещё находимся на Петербургском международном экономическом форуме, у микрофона Алексей Соломин, и у нас в гостях нашей маленькой студии «Эха Москвы» здесь, в Экспоцентре «Ленэкспо», глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Прежде всего, хотелось бы оттолкнуться от вот этой речи Владимира Путина. 25 миллионов рабочих мест, если я не ошибаюсь, призвал создать в России Владимир Путин. Что такое призвал? Значит, нужно это создавать. Вот хотелось бы узнать всё-таки, насколько эта цифра реальна? Понятно, что в масштабах всей страны. Но, тем не менее, вот вам, как главе региона, теперь я так понимаю, в том числе придется как-то это выполнять. Вот что это такое?
Т. МАМСУРОВ: Ну, скорее всего, над этой цифрой работали достаточно солидные экономисты, социологи. В общем, специалисты. Поэтому вряд ли она спонтанно прозвучала. Но в то же время вы говорите: «Что я буду теперь выполнять в регионе»? Я не воспринимаю эти цифры. И скорее всего, Владимир Владимирович тоже вряд ли думал о том, что это какая-то цифра, план. Выполнишь – честь, перевыполнишь – почет.
А. СОЛОМИН: То есть, это какая-то цель поставлена?
Т. МАМСУРОВ: Цель поставлена, речь идет о России. Что касается нашей республики, и всего Северного Кавказа, где традиционно ещё в те советские времена все эти люди, которые не имели работы, они назывались «Избыток трудовых ресурсов». Эта проблема у нас есть. Это не родимое пятно Кавказских республик, это совершенно естественно связано с демографией. Поэтому, мы будем создавать, и создаем рабочие места. Задача не простая, она вытекает из того, что сказал президент, и надо делать. Она совершенно естественным образом рождается. Люди должны работать и зарабатывать. Проблема тяжести выполнения этой задачи ещё в том, что сегодня создавать новые производства в реальном секторе экономики, надо обязательно с учетом новейших технологий, которые обезлюживают производство. Поэтому…
А. СОЛОМИН: Да, но которые требуют высококвалифицированный (неразборчиво).
Т. МАМСУРОВ: Которые требуют высокой квалификации. И, слава Богу, в Осетии это не проблема. Поэтому, мы пойдем по пути малого бизнеса, частного предпринимательства. Ну, в прочим, чем мы и занимаемся. То есть, самозанятость населения.
А. СОЛОМИН: То есть, прежде всего, инвестиционная привлекательность.
Т. МАМСУРОВ: Прежде всего, совершенно верно. Это и аграрный сектор, это стройиндустрия. Ну, и много таких интеллектуальных проектов. Но они штучный товар.
А. СОЛОМИН: Ну сейчас если говорить как раз о инвестиционной привлекательности, вы как оцениваете состояние дела в Северной Осетии?
Т. МАМСУРОВ: Вот сейчас, после приятной беседы с вами, меня приглашают на презентацию вот этой темы здесь, в одном из павильонов. И пока мне как сообщили, по анализу всемирного банка, Осетия входит в тридцатку привлекательных…
А. СОЛОМИН: Регионов России.
Т. МАМСУРОВ: Регионов, да, России.
А. СОЛОМИН: Прежде всего, о чем мы говорим? Это, какие кластеры? Какие секторы развития экономики?
Т. МАМСУРОВ: Ну, я пока не знаю, по какой методике они нас оценивали. Я пойду, посмотрю. Мне это приятно слышать. Но здесь гадать нечего, мы уже ушли на большой туризм. Вы знаете этот проект «Мамисон», который очень финансово ёмкий, и по комплексу завершенных я думаю, в течении 5-6 лет мероприятий, он поглотит огромное количество добротных людей, с точки зрения обеспечения работой. А все остальное я вам назвал. Это стройиндустрия, это аграрный сектор, и малые предприятия, где интеллектуальный труд.
А. СОЛОМИН: Всё это тоже развивается с учетом последних тенденций, последних трендов, последних инновационных разработок?
Т. МАМСУРОВ: Совершенно верно. Мы все свои проекты презентовали, нам помогает… Мы одна из немногих территорий, где офис свой расположила «Price Water House Coopers», и всё прошло через них. Поэтому, нам не надо никого убеждать, никаких инвесторов в том, что это отработанные и готовые проекты.
А. СОЛОМИН: Таймураз Замбекович, а когда у вас заканчиваются полномочия?
Т. МАМСУРОВ: Мои полномочия заканчиваются летом 15-го года.
А. СОЛОМИН: 15-го года. То есть вы, с полной долей вероятности попадаете под новый закон о выборах губернатора?
Т. МАМСУРОВ: Я не попадаю, попадет тот, кто после меня будет работать.
А. СОЛОМИН: А вы не останетесь?
Т. МАМСУРОВ: А у нас в конституции записано 2 срока. Хотя сейчас говорят, что вроде бы, новый закон отметает предыдущие сроки.
А. СОЛОМИН: То есть не 2 срока подряд, а просто 2 срока.
Т. МАМСУРОВ: 2 срока подряд у нас записано в конституции. Но даже если это было бы позволительно. Хотя говорят, что это позволительно идти теперь на выборы, я не пойду. Потому, что 14 лет работаю, был и председателем правительства, был и председателем парламента, 10 лет в Беслане возглавлял администрацию. Вот уже 7 лет, ещё до 15-го три, это будет 10 лет главой. Я всегда говорю своим коллегам: «Если я услышу, что после 2-х сроков подряд человек говорит: «Я готов ещё поработать», у меня сомнения, чем он занимался 10 лет». Это тяжелейшая работа, и надо сматываться как можно подальше, как только закончишь.
А. СОЛОМИН: Какие приоритеты вы ставите уже после этого… После окончания срока?
Т. МАМСУРОВ: Ну, не будем гадать. Сейчас надо правильные книжки читать, как поступают люди, которые так же как я думают, которые чего-то добились в жизни. У меня есть 3 года над этим подумать.
А. СОЛОМИН: Ещё одна важная тема. Я думаю, что она будет заключительной в нашем разговоре. Но мы вас ждем на «Эхо Москвы» в любой момент, для большого полноценного интервью. Это отношения с Южной Осетией. Северная Осетия, это известно всем, ближайший сосед. Ближайший и в прямом, и в переносном смысле. И как развивается отношение с этой республикой сейчас? И я знаю, что вы в первые дни войны российско-грузинской…
Т. МАМСУРОВ: В первые часы.
А. СОЛОМИН: В первые часы войны прибыли…Вы были собственно, с Эдуардом Кокойты в те минуты.
Т. МАМСУРОВ: Да.
А. СОЛОМИН: Вот…
Т. МАМСУРОВ: Я не знаю, что вы имеете в виду, в переносном смысле «ближайшие соседи», в прямом.
А. СОЛОМИН: Ближайшие не только территориально, но и насколько я понимаю…
Т. МАМСУРОВ: Ну, мы не соседи, мы братья. У нас один язык, одна историческая судьба, у нас практически одна вера, и у нас одно будущее. Мы смирились без бунта с тем, что над нами экспериментировала и советская власть, когда нарезали территории. Смирились потому, что мы в любом случае жили в одном государстве, и как бы административные границы не вызывали такого зуда. Ну, а после очередной трагедии, которую испытали наши братья на юге, мы на севере, мы всегда были вместе. Поэтому, говорить о том, какие отношения? Ну, мне кажется, есть один нюанс. С одной стороны мы горды тем, что на земном шаре появилось государство полноценное, которое называется Осетия. Что касается Северной, Южной, это вопрос к китайцам, которые компас придумали. Но мы Россия, северные осетины. Поэтому мы внимательно наблюдаем за всеми решениями, которые принимает моя страна, руководство моего государства, по поводу Южной Осетии. И, как правило, это разумные предложения. Сначала с первых же минут помощь и спасения, а теперь уже экономисты, составляющие. И мы пытаемся сделать так, чтобы через нас туда попадали только самые такие, эффективные предложения и меры.
А. СОЛОМИН: А экономически, прежде всего, Южная Осетия связана с вашей республикой?
Т. МАМСУРОВ: Как частью России, да. У нас собственно и политики в отношении Южной Осетии нет, и не может быть.
А. СОЛОМИН: Последний вопрос, ваше частное мнение. Не как главы республики, частное мнение. А Южная Осетия должна войти в состав РФ?
Т. МАМСУРОВ: Я считаю, что она всегда была, и должна была быть в составе России. Потому, что Осетия под крыло Российского государства ходила единая. Поэтому, эта несправедливость должна быть устранена. Но мы не торопим событие. Как говорится, не на нас сошелся клином белый свет, много проблем в стране. Пока то, что есть – это то, ради чего стоило жить хотя бы моему поколению. И поколению, которое занималось политикой, и вело к этому на юге Осетии. А что будет дальше? Скорее всего будет то, что должно быть. Естественно, историческим образом мы будем вместе, и будем в составе России.
А. СОЛОМИН: Спасибо большое. Это Таймураз Мамсуров, глава республики Северная Осетия.
Т. МАМСУРОВ: Спасибо.
А. СОЛОМИН: В нашем эфире, Алексей Соломин провел его, всего доброго.
Источник: Эхо Москвы