Грузия против Билара Кабалоева

31-07-2011 | Просмотров: 6 670

Билар Кабалоев

В этом году исполнилось 25 лет открытию Транскавказской магистрали, соединяющей Владикавказ и Цхинвал. Говорить о ее важности для Осетии совершенно излишне. Осетия до Транскама и после него — две большие разницы во всех смыслах: экономическом, политическом, военном, даже идеологическом. Рим оставил после себя свое право и дороги; сама эта расхожая фраза указывает на важность дорог не только в плане инфраструктуры, но и в отношении геополитики. Транскам обладает звучным названием, в полной мере отражающем ее важность в регионе. И тем значимее для нас то, что по сути своей это внутренняя осетинская дорога.

В этом посте я хочу вспомнить человека, который пробил идею строительства магистрали, без которого ее бы не было. Билар Кабалоев, осетин, уроженец Кабардино-Балкарии, возглавлял Северную Осетию с 1961 по 1982 год.

В 1982 году он вынужден был уйти из-за событий, годом ранее происшедших во Владикавказе после убийства ингушами таксиста Гаглоева. На смену ему пришел органически не переносивший осетин человек по фамилии Одинцов (у старшего поколения до сих пор в ходу фраза «одинцовщина», но об этом как-нибудь в другой раз). Билар взялся за идею Транскама серьезно, подключив все свои связи и возможности. Трудность ситуации заключалась в том, что по ту сторону условной линии фронта находились первые среди равных в дружной советской семье народов — грузины. Идея дороги, могущей объединить Осетию, у них ничего кроме «ваймэ-уймэ» не вызывала. Не допустить, любой ценой.

Вообще Билар, конечно, был не первым осетином, который хотел строительства подобной магистрали. Идея возникла еще во второй половине 19 века, проводились топографические и инженерные работы по возможным вариантам будущей трассы. Но тогда грузины легко гасили все подобные порывы при помощи кавказских наместников, которые управляли вверенной им территорией из Тифлиса. После Революции с ее масштабными изменениями, коснувшимися всех сфер жизни общества, идея дороги обрела второе дыхание. Вопрос поднимали Симон Такоев, Александр Джатиев, Заурбег Калоев и другие. Выдающийся осетинский инженер Рутен Гаглоев даже разработал проект дороги, но в 1937 году его расстреляли. Чуть позже за дело взялся первый секретарь обкома СО Агкацев; вопрос даже прорабатывался в Госплане и Министерстве автомобильных дорог РСФСР. Но грузинское лобби все сводило на нет, пока за дело не взялся Билар.

Нужно сразу отметить, что принципиальным моментом для осетинских руководителей был маршрут трассы: он должен был проходить через Рукский перевал. Этому всячески противодействовали грузины, которые всеми силами доказывали абсурдность этого варианта. Всего альтернатив было предложено 6, включая реконструкцию Военно-грузинской дороги, использование Мамисона и т.п. В каждом из них дорога выходила во внутренние районы грузии. Но специалисты, проанализировав все варианты с экономической и технической точек зрения, пришли к однозначному выводу: строить нужно через Рук. Это была первая мини-победа Кабалоева.

Она, собственно говоря, ничего грандиозного не значила, потому что решение о проекте такого масштаба принималось непосредственно на самом верху СССР. Билар пробивал дорогу 10 лет; грузины 10 лет тормозили принятие решения, используя все свои возможности. К делу подключился Исса Плиев. В 1964 году на празднование 40-летия СОАССР во Владикавказ приехал Хрущев, что тоже было использовано Кабалоевым. Одновременно против выступали Министерство автомобильных дорог ГССР, ЦК Компартии ГССР и даже тамошняя Академия наук. Противостояние было, судя по всему, крайне острым.

Я читал, что окончательную точку в вопросе поставил Министр обороны СССР, прославленный маршал Малиновский, которого Билар сумел убедить в необходимости строительства Транскама. Помимо него, «за» высказались руководители Госстроя, Госплана и Министерства транспортного строительства СССР. Брежнев не пошел на поводу у грузин, разумно рассудив, что из-за возражений даже самой привилегированной республики закрывать глаза на мнение всех остальных нельзя. Напор осетин, длившийся десятилетия и достигший апогея при Кабалоеве, наконец, принес результаты. После 10-летних усилий Билар с единомышленниками все-таки сломал ГССР в отдельно взятом вопросе. Важную роль в этом сыграло и то, что он почувствовал ослабление позиций первого секретаря грузинского обкома Мжаванадзе и резко активизировался именно в нужный момент.

Строить начали только в 1975 году, закончили в 1986, несмотря на явный саботаж со стороны грузин в лице «Грузтоннельметростроя». Руководитель данной организации по фамилии Гоциридзе даже умудрился на деньги, заложенные в смету строительства на завод железобетонных конструкций, построить какой-то другой завод у Тифлиса. В конце концов, пробили и этот вопрос, по предложению начальника «Севосетинавтодора» Теблоева строительство разведочно-вентиляционного тоннеля передали этой организации, и процесс пошел.

Собственно, к чему я это все написал. Мораль сей басни проста: вода камень точит. Транскам казался совершенно неосуществимой мечтой какой-то части осетинских руководителей, интеллектуалов и технарей. Очень масштабный проект, против которого сознательно работало грузинское лобби на всех уровнях. С его возможностями и способностью грузин подхалимничать договариваться Транскам действительно был только мечтой. Но главное — это не терять надежду, тем более в вопросах государственной значимости. Если что-то нужно сделать в интересах всей нации, то это должно быть сделано. Неважно, как, должно — и точка. Кабалоев надежду не терял, методично работал и добился своего. Ему выпала честь завершить усилия Рутена Гаглоева и еще многих осетин, имена которых мы сегодня и не знаем. Каждый из них внес свою лепту, а закрыл вопрос Билар Кабалоев (1917-2009).

Источник: soslan-oss

Комментарии:

Оставить комментарий