Кое-какие факты о периоде истории Осетии с 1981 по 1988 год, непосредственно предшествовавшем ингушской агрессии в Пригородном. У старших он до сих пор известен как "одинцовщина". В 1981 году, если кто-то вдруг не знают, во Владикавказе состоялись массовые выступления, которые жестоко разогнали. Очень кратко о дискриминации осетин в Осетии.
...Непосредственным поводом ко всему случившемуся послужило убийство осетина-таксиста в Назрановском районе Ингушетии 21 октября 1981 года. Фамилия таксиста Гаглоев, жил в Камбилеевском. Убили его, судя по всему, за национальность, потому что в ходе следствия иных причин установлено не было. Проезжать через ингушские села стало опасным еще до этого. Так как ингуши были "бедным репрессированным народом", то им, по сути, к 1981 году стало можно в Осетии очень многое. В Пригородный район вкачивали деньги в ущерб другим районам области. В 1973 году было принято Советом Министров РСФСР специальное постановление "О дополнительных мерах по развитию жилищного и коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения и культуры Пригородного района Северо-Осетинской АССР". Именно Пригородного, о других районах речи в постановлении не шло.
Только за 1973-1976 гг. в Пригородном районе в ущерб другим районам и городу Владикавказу были построены: лечебный корпус районной больницы на 100 коек с поликлиникой на 500 посещений в день и здание санэпидстанции, общеобразовательные школы в селах Донгарон, Дачное, Куртат, Сунжа, Чермен, Тарское, Октябрьское, школа-интернат в с. Чернореченское, детский сад, 60-квартирный дом для учителей и врачей, Дом культуры на 600 мест, кинотеатр, клубы-библиотеки в селах Донгарон, Куртат, Тарское, Карца, Майское. В селениях Дачное, Терек, Тарское, Комгарон были построены сельские Дома быта, а в с. Октябрьском - банно-прачечный комбинат. Желающие могут посмотреть статистику за тот же период по другим районам Осетии и сравнить. Другой момент - это лимиты ингушам в осетинские ВУЗы, их массовый внеконкурсный прием.
24 октября 1981 года гроб с телом Гаглоева принесли к зданию обкома. По сути, единственный раз тогда народ вслух потребовал что-то от власти, а именно поменять политику в отношении ингушей. Теперь уже точно установлено, что власти связались с Москвой, там пообещали прислать комиссию с членами Политбюро, чтоб разобраться. Это сообщили людям, и они разошлись. Из Москвы прилетел член Политбюро Соломенцев и зам.министра МВД, зять Брежнева Чурбанов, народ снова вышел на площадь. Москвичи разобрались в ситуации просто: к заполненной людьми площади согнали войска, бронетехнику, и людей стали избивать, независимо от возраста и пола. Потом пошли репрессии. Студентов-осетин, принявших участие в митинге, исключали из институтов ( русских в том числе). В день разгона митинга арестовали около 800 человек.
Дело в итоге было решено представить как осетинский национализм. О причинах происшедших беспорядков -ни слова, об убитом ни за что таксисте Гаглоеве вообще забыли. Арестованных судили по статьям 74 и 79 УК РСФСР, предусматривающим уголовную ответственность за разжигание межнациональной розни и массовые беспорядки. Билар Кабалоев полетел с должности, из Москвы прислали Владимира Одинцова. Последний фактически начал репрессии против осетин в Осетии. Была проведена массовая чистка руководящих кадров, в основном лиц осетинской национальности. Всего было убрано около 800 руководящих работников, а многим сотням молодых людей продвижение по службе было заказано. Отметка "по национальности осетин" в паспорте и других документах стала тормозом в учебе, работе и вообще в жизни. Даже во Владикавказское высшее училище МВД СССР прием юношей-осетин был запрещен, продвижение офицеров осетинской национальности было практически приостановлено. Де-факто осетин стали открыто дискриминировать у них же дома, на своей земле.
Сподвижники Одинцова: Председатель КГБ СО АССР генерал Пономарев, прокурор области Путимцев и Министр внутренних дел Комиссаров. Гэбист 19 января 1983 года на совещании у себя заявил прямо следующее: "Запрещаю вам разговаривать на осетинском языке. Развели свои ущельские порядки... Много развелось осетин-руководителей." После этого он 3 дня на службу не вышел, но в итоге ничего ему не было. Пострадали даже русские, у которых были родственники-осетины, им фактически был закрыт ход в карьерном плане. Научные труды по осетинской тематике старались задвинуть и подвергали жесткой цензуре. Одним словом, Одинцов и компания вели себя как военная администрация в колонии, стараясь подавить всю область и осетин как народ. Но были в сложившейся ситуации и выигравшие.
На определенные должности в Северной Осетии начали принимать только ингушей. Например, в 1984 году от руководства республиканского Книготорга власти потребовали обязательно "найти" в коллективе ингушку, комсомолку, рабочую, для избрания депутатом. Когда такой в коллективе не оказалось, Книготоргу объявили выговор. Особым вниманием ингушей пользовались органы внутренних дел. Судебная система: член Верховного суда Албаков, не имевший ни одного дня судебной практики, заместитель министра юстиции Батхиев, заместитель начальника следственного отдела МВД СОССР Баркинхоев и другие. Фактически сложилась ситуация, когда один народ паразитировал на другом. Это имело самые печальные последствия, потому что амбиции у многих дошли до того, что Владикавказ якобы был основан на месте ингушского поселения с согласия ингушей со всеми вытекающими последствиями, он якобы был центром жизни ингушей (какой?)) и т.п.. Судьба Пригородного в воспаленных умах некоторых деятелей так и вовсе оказалась решена, к хорошему ведь привыкаешь быстро. Буйным цветом расцвели параноидальные неоисторические теории (главным образом о так называемом "буро", роли ингушей в истории, принижении осетин и т.п.). Результаты мы все видели.
На пенсию Одинцова отправили в 1988 году. За все свои труды в течение жизни он был награжден Орденом Ленина, Орденом Знак Почета, двумя орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Октябрьской Революции. Возможно, заслужил)
Вот он "герой", Владимир Евгеньевич Одинцов:
Родился в 1924 году, умер в 2009 в Дагестане (там он тоже долго работал). Период 80х в истории Северной Осетии относительно слабо освещен. Странное молчание. Думаю, его исследование необходимо и в плане привязки к войне 1992 года, которой он непосредственно предшествовал, и в принципе. Опыт, полученный осетинами как нацией в то время, был крайне негативным, но его ценности это не отменяет. Если у кого-то есть материалы по теме (может, доступ к архивам имеется), то прошу поделиться информацией.
http://history-persons.ru
Источник: soslan-oss