Авторское право в Осетии. Часть 2

1-07-2011 | Просмотров: 5 329

В продолжение темы поговорим о правообладателях хореографических постановок и объектов актерского искусства.

Хореографические постановки

Хореография - это наша самая настоящая осетинская гордость. Государственный Академический ансамбль народного танца "Алан", Заслуженный ансамбль народного танца "Горец", Ансамбль народного танца "Иристон", Образцовый ансамбль народного танца "Маленький джигит" и еще больше десятка ансамблей исполняют хореографические произведения на самых разных сценических площадках, многочисленных фестивалях, концертах, конкурсах. Достаточно сказать, что почти во всех городах, где есть крупные осетинские диаспоры, создаются и успешно функционируют танцевальные кружки, постепенно преобразующиеся в ансамбли (ансамбль "Алания" г. Москва, ансамбль "Иристон-Спб" г. Санкт-Петербург и тд).
Что происходит в этом сегменте искусства с точки зрения авторского права?
Абсолютно ВСЕ коллективы танцуют ОДНИ И ТЕ ЖЕ ТАНЦЫ. Традиционные: "Симд", "Хонга кафт", "Горский", "Гандаган", "Кафа", "Абхазский танец" и др., исполняемые ансамблями не только Осетии, но и всего Кавказа, являются НАРОДНЫМИ - то есть не имеют своего конкретного автора. На народные произведения охраняется авторское право, только если они исполнены в исключительной авторской интерпретации.
Совершенно очевидно, что танец "Симд", исполняемый по меньшей мере 30 ансамблями, имеет не более 5-7 заметно отличающихся друг от друга вариантов. Большинство используют схемы танца, поставленные еще 30-40 лет назад в период расцвета осетинской хореографии.
При такой исключительности "продукта" конкуренция среди коллективов приобретает бешеный характер, а каждая новая постановка, отличимая от предыдущих, но, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, не выходящая за классические рамки, приобретает эффект чуть ли не революционный.
В этой связи примечательна услышанная мной недавно история, произошедшая в Карачаево-Черкессии. В государственный ансамбль этой республики пригласили "поднимать" коллектив осетинского хореографа. За какое-то время он не только довел мастерство танцоров до высокого уровня, но и придумал и стал отрабатывать на репетициях новую, не исполняемую ранее, постановку Симда, которая обещала стать большим событием в хореографии.
Посмотреть на репетиции государственного ансамбля приходило немало народу.
За день до концерта, где впервые должен был быть исполнен этот симд, на репетицию к ребятам ворвались несколько десятков человек, избили и покалечили всех танцоров (девушек не тронули) так, что на следующий день ходить могли только двое-трое, остальные оказались в больнице с синяками и переломами.
А на концерте всё-таки был исполнен этот Симд.
Только другим местным ансамблем. Местного хореографа. Который зарисовал себе увиденную на репетициях схему, а затем поставил ее со своими ребятами. Избавившись от конкурента и обнародовав танец первым.
Факт обнародования произведения является основным элементом в доказывании авторства произведения. Точно известна дата, большое количество свидетелей, документальные материалы.

Итак, как же обстоит дело с депонированием хореографических произведений у наших, осетинских, авторов?

Визитная карточка Осетии танец "СИМД" задепонирован в четырех вариантах. Отрадно, что правообладателями являются мэтры, мастодонты хореографии и музыкального искусства: Булат Газданов, Хаджисмел Варзиев, Касполат Касаев, Станислав Козаев. Полагаю, именно их постановки и используются абсолютным большинством ансамблей с небольшими поправками, связанными с количеством исполнителей, особенностями сцены и тп.

"ХОНГА КАФТ" именно как ТАНЕЦ, задепонирован всего в двух(!) вариантах, в то время как в качестве музыкального произведения представлен в пяти интерпретациях. Некто Диамбеков Олег Таймуразович задепонировал произведение с названием "ХОНГА ДЖАЗ" :) Вот бы послушать))
Правообладателями танца "Хонга кафт" значатся:
Станислав Козаев, видимо, в бытность руководителем ансамбля "Алан" зарегистрировавший авторское право на танец на свое имя;
Игорь Атабиев - руководитель ансамбля "Кабардинка", заслуженный артист Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни.

ГОРСКИЙ ТАНЕЦ нельзя назвать исключительно осетинским танцем, но, что приятно, депонировали его практически только наши хореографы. Касполат Касаев является правообладателем аж двух вариантов Горского, Станислав Козаев "зарезервировал" за собой еще один вариант. Разбавляет эту осетинскую монополию только кабардинец Игорь Атабиев со своим авторским вариантом.

Стоит добавить, что Станислав Козаев значится правообладателем семнадцати хореографических постановок, среди которых знаменитые постановки "Алана": "Орлиное племя", "Игры чабанов", "Семь братьев гор", "Поединок", "Молодежный танец".

Сценические постановки

Депонирование сценических постановок - довольно редкое явление среди осетинских правообладателей. Пожалуй, созданием чего-то НОВОГО в этом виде творчества занимается у нас только молодежный театр "Амыран". Однако среди правообладателей объектов "сцена" мне всё-таки удалось найти осетинского автора. Это вдова великого осетинского драматурга, режиссёра, писателя, поэта и общественного деятеля Георгия Доментьевича Хугаева - Хугаева Валерия Вячеславовна. Ей по наследству перешли авторские права на такие сценические произведения как: "Сатти и Батти", "Соседи", "Муж моей жены", "Туальская красавица", "Черная бурка", "Честь отцов".

В завершение можно заключить, что уровень защищенности тех или иных объектов авторских прав зависит от уровня конкурентной среды в том или ином сегменте творчества. Конкуренция осетинских ансамблей между собой и с другими коллективами вынудила балетмейстеров бережно защищать свои задумки. В то время как сравнительная скудность СВОИХ сценических, актерских, театральных постановок соответственно сказалась и на количестве депонируемых осетинскими авторами произведений в этой области.


Теги: танцы

Комментарии:

Оставить комментарий