К убийству Шамиля

2-06-2011 | Просмотров: 4 442

В Северной Осетии обезглавили поэта
Это может быть местью за стихотворение
Вчера днем на окраине Владикавказа было обнаружено тело народного поэта и декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Шамиля Джигкаева. Преступники практически отрезали 71-летнему поэту голову. Господин Джигкаев не раз заявлял, что ему поступали угрозы расправы за написанное им стихотворение. Причем неизвестные грозились именно обезглавить его


Возможно это была реакция не совсем адекватного человека на известное стихотворение Шамиля Джиккаева про мусульман и ислам в целом. В этом случае, убийство, конечно, вызовет определенное напряжение в Северной Осетии, возможно даже между осетинами и ингушами. Но, вполне правдоподобна и бытовая версия убийства поскольку Джиккаев не отличался особой воздержанностью на язык.

Как минимум одна эмоциональная реакция на данное происшествие уже последовала. Но мне кажется, что вместо эмоциональных выкриков было бы гораздо полезнее определиться о чем говорит данное событие, что оно означает и к чему ведет. Даже если это сделал какой-то мусульманин по соображениям мести Джиккаеву за стихотворение, я считаю, что он должен был быть явно неадекватным человеком, поэтому представлять это убийство как некое "наступление мусульман" в высшей степени неверно. Я уже не говорю о том, что причина могла быть совершенно другой, не связанной никак с позицией Джиккаева по исламу.

Глава Северной Осетии Таймарз Мамсуров отреагировал в свойственной ему странной манере. "...жаль, что у нас все-таки смертная казнь сегодня в нашей стране не является мерой наказания. Но пока мы рассуждаем о всяких демократических способах вхождения в старую дряхлую Европу, эти уроды среди нас бродят и совершают подобные вещи. Это уже дело чести найти эту скотину, показать семью, в которой такие вырастают, людей, среди которых они бывают, чтобы мы их знали и могли распознавать кто это такие."

Мамсурову видимо неизвестно, что если спецслужбам нужно они без всякой "смертной казни" убьют кого захотят, что они уже делают на Северном Кавказе последние пару десятков лет как минимум. При чем тут "дряхлая Европа" и убийство Джиккаева? Я понимаю, что Мамсуров не дипломат, но тем не менее, время от времени ему дозволено видеть европейских дипломатов, зачем же ему встречаться с "дряхлыми европейцами"? Что за бездумное повторение штампов леонтьевых и кургинянов? Почему семья должна нести ответственность за того или иного ее неудачного (а может и безумного) представителя? И в хороших семьях бывают отпетые негодяи. Дело Мамсурова не в том, чтобы он учил тому как правильно воспитывать детей в семьях, а в том, чтобы он исполнял свои служебные обязанности как положено.

Отметился и депутат Госдумы РФ (и мусульманин) Арсен Фадзаев. "Убили не только выдающегося поэта и гражданина, убили совесть и честь нашей нации!" Принято говорить о погибших, а тем более об убитых только хорошее, но иногда стремление переплюнуть других в цветистости фраз может сыграть злую шутку с их авторами. Вот и в данном случае, я понимаю, можно назвать Шамиля Джиккаева поэтом, может быть даже кто-то его посчитает выдающимся поэтом, хотя я не уверен, что Арсен Фадзаев когда-либо читал его произведения. Наверное, для кого то в Осетии, Джиккаев был и выдающимся гражданином. Но вот "совестью нации" или "честь нации" это явный перебор.

Почитал я стихи Джиккаева советского периода и нашел их вполне конвенциональными. Шамиль Джиккаев не был свободным художником и творческим бунтарем. Бунтарство его проявилось в основном после распада СССР, как впрочем, и у многих других. Бунтарство Джиккаева после распада СССР странным образом сочеталось с его обожанием советского строя и коммунизма. Его рассуждения о современности и советском прошлом были на уровне достойном примитивного обывателя. Для меня совершенно ясно, что он не был и не мог быть примером ни для одного нормального молодого человека, стремящегося к лучшему будущему.

Мотив о материальной бедности поэта и богатстве "неправедных" элементов очень заметен в постсоветском творчестве Джиккаева. Эта черта, впрочем, характерна для большинства советских поэтов Осетии. Его стихи о таких важных исторических фигурах в Осетии как Хазби или Давид Сослан несут минимальную смысловую нагрузку. Его знаменитый стих о мусульманах конечно откровенно оскорбителен и мне трудно понять, как такой осторожный человек, сделавший неплохую карьеру во времена СССР мог написать такую грязную вещь.

Вне всякого сомнения, жестокое убийство Шамиля Джиккаева это ужасное преступление и его ничем невозможно оправдать. Я очень надеюсь, что его убийца скоро обнаружится и понесет заслуженное наказание. Вместе с этим, я очень хотел бы, чтобы в Осетии наконец перестали:

  1. вешать преступления отдельных представителей тех или иных социальных групп на всю данную группу. Даже если Джиккаева убили за стихи, этот убийца явно человек не в себе.

  2. приписывать умершим несуществующие добродетели. Шамиль Джиккаев был поэтом и стариком довольно засидевшимся в деканах факультета осетинского языка. Он был человеком позавчерашнего дня, в меру образованным и достаточно невежественным.

  3. превращать эмоциональные выплески энергии в конкретные вопросы к власти и/или к обществу - что власть/общество должны сделать или не сделать для того чтобы решить ту или иную проблему


Комментарии:

Оставить комментарий
ох и заклюют же автора за развенчание Джикаева...

Я

   16 октября 2017 04:37
Какая грязь, противно читать, бумагамаратель, тьфу.