По работе занимаюсь депонированием авторских прав и близко контактирую с Российским Авторским Обществом (РАО). Решил провести исследование, найти "осетинский след" :) и выяснить, какие осетинские авторы сотрудничают с РАО, какие произведения депонируются нашими Людьми Искусства и какие результаты "мук творчества" более всего считают необходимым зарегистрировать.
Музыкальные произведения, песни - самый популярный объект для регистрации авторского права среди осетинских авторов.
Начнем с нашей любимой ОСЕТИНСКОЙ ЭСТРАДЫ :)
Кто же заботится о своих песнях больше всего? М? Кто? Ну что, угадали?)
И здесь на первом месте моя любимая певица и композитор - Альбина Секинаева! Альбина является правообладателем 65 (можете себе это представить?!) музыкальных произведений и песен, среди которых незабываемые "Синана" и "Бинонты маесыг". Не знаю, сколько денег она получает ежегодно в качестве авторского вознаграждения за исполнение этих композиций, но с сестер, думаю, не берет точно :)) Не по-дигорски это!
А вот многочисленные исполнители фамилии Царикаевых в качестве авторов почему-то не засвечены.
Суперпопулярный гармонист Сослан Дзуцев - тоже молодец!:) Он числится правообладателем 37 мелодий с его неповторимой авторской аранжировкой. "Кабардинка", "Рог кафт", "Свадебный танец", "Хонга кафт", "Ханты цагъд" - золотой фонд нашей музыкальной эстрады!
В классе СЕРЬЕЗНОЙ МУЗЫКИ пальму первенства заслуженно удерживает Ацамаз Макоев - композитор, пианист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель Союза композиторов Северной Осетии, художественный руководитель и директор Государственной филармонии Республики Северная Осетия–Алания, секретарь Союза композиторов Российской Федерации. Порядка 100 официально задепонированных разножанровых музыкальных произведений говорят сами за себя.
Это глыба в музыке, хоть и не такой раскрученный, как Валерий Гергиев, к примеру.
С удовольствием купил бы диск с произведениями Ацамаза Макоева, но боюсь не найти его среди Василиев Кудухти, Черимов Нахушевых, Султанов Ураганов, Сухрабов Будайчиты и остальных "исполнителей", которыми завален музыкальный рынок Осетии.
Около 70 музыкальных композиций (песен, инструментальных пьес) на "балансе" у известного музыканта, сына замечательного композитора Резвана Цорионти, Аркадия Цорионова. Здесь такие эпохальные композиции как официальный Гимн Осетии, музыка к чемпионской песне "Спартак-Алания", музыка к к/ф Акима Салбиева "11 писем к Богу" и самая фундаментальная - песня "По Тереку в Америку" :)
29 произведений, среди которых инструментальные пьесы, соната, симфония, прелюдия, песни принадлежат Плиевой Жанне - женщине, окутанной ореолом гениального музыканта и композитора. Ее сумасшедшая, вдохновенная игра на клавишных инструментах не раз веселила нашу неискушенную в классической музыке молодежь на осетинских концертах в Москве. Попросту говоря, люди ловили ха-ха от артистичного запрокидывания головы на новый такт и других жестов, которыми пользуются при исполнении пианисты. "Отрешенность" Жанны - даже в названиях произведений: "ИСКУШЕНИЕ", "ГРЕХОПАДЕНИЕ", "ОТРАЖЕНИЕ", "СОЗДАНИЕ", "СОТВОРЕНИЕ"... Прям готовые слова для игры в Пантомиму))
Общий вывод.
Наши авторы музыкальных произведений (стоящих!) озабочены закреплением прав на результаты своего труда, сотрудничают с РАО, хотят и пытаются отстаивать свое авторское право. По правде говоря, для меня это откровение!
В следующем "выпуске" расскажу об осетинских правообладателях таких объектов как "литературные произведения", "хореографические постановки", "театральные сценки".
В 3 части расскажу о "цене вопроса": сколько денег должна получить Альбина Секинаева за однократное исполнение своей песни на среднестатистической осетинской свадьбе, на сколько попадает гламурное владикавказское кафе за один вечер клубной музыки, должен ли маршрутчик платить авторам за звучащие в его салоне их песни на волнах радио "Алания" и многое другое.
Источник: ax-production