В эти дни исполняется 19 лет со дня нападения ингушских вооруженных формирований на Пригородный район Осетии. За этот срок конфликт мало потерял в эмоциональной наполненности и по-прежнему активно эксплуатируется в идеологических целях. Мало что изменилось в плане доверия осетин и ингушей друг к другу. Да, все официальные претензии по Пригородному сняты, но очень показателен тот факт, что решение вопроса не удовлетворило полностью ни ингушей, ни осетин. Каждый посчитал, что его республиканское руководство в очередной раз нагнуло.
Нет никакого желания вдаваться в историю, грузить народ простынями и разоблачать ингушский фолк про то, что они имеют какие-то права хотя бы на метр Владикавказа. Интернет-воинов хватает, причем многие из них уже в преклонных летах, не наиграются никак. Зашел ради интереса на сайт кавказвеб, который периодически посещал лет 5 назад, полистал форумы. Очень много персонажей остались там еще с тех времен, и риторика у них не поменялась. Живут же люди). Мне нечего сказать в плане личных воспоминаний. Я никогда не жил в Пригородном и до определенного возраста вообще понятия не имел о том, что по соседству живет такой народ, как ингуши. Но никогда не жили в Пригородном и мои земляки, раскатавшие ингушские вооруженные формирования в те дни и остановленные не ими. Тогда каждый из них посчитал своим долгом быть там. Ребята из потрепанного войной и землетрясением Цхинвала, квайсинские из Кударского ущелья. В ингушской мифологии они – вурдалаки, питающиеся человечиной. Но у меня всегда были проблемы с восприятием именно эмоционального видения конфликта с противоположной стороны. Я вдумываюсь в доводы логические, правовые, но эмоциональные все время проходят мимо. Если говорить проще – мне все равно, кем считают защитников Осетии люди со стороны. Пусть зачтется нашим ребятам за каждого убитого врага Осетии, пришедшего на нашу землю с оружием, вот и все. Желающие могут разве что посетовать на то, что они очень остро среагировали на агрессию в отношении своей Родины. Очень яркая цитата из одного обсуждения, предсказуемо превратившегося в бардак; автор себя узнает и простит меня за маленькую корректировку: «Ночь и день ингушские боевики бесчинствовали как звери в Чермене, Южном, Октябрьском..,и пофиг было федералам, что унижают, мучают и убивают безоружных людей, кто кого и мы там посмотрим.., только кударские ополченцы порушили заветную мечту о землях.) Не построить ведь на чужой крови себе счастья. Снарядили отряд на Буро и получили, то что получили».
Информационная и психологическая война против осетин за 19 лет почти не утихла, в ней уже есть готовые клише, которые при необходимости используются и против других народов. Суть заключена не столько в работе на сторонних наблюдателей, сколько на самих осетин. Стратегия сводится к тому, чтобы заставить осетин оправдываться и чувствовать себя виноватыми. Смотреть на происшедшее чужими глазами. Но никаких оправданий с нашей стороны не было, нет и не будет. Их не может быть, и это должен понимать каждый. Оправдываются обычно начавшие войну. Осетины очень пассивны в информационном пространстве, у нас многие до сих пор верят в то, что «люди и так все знают». Никто ничего не знает, 90% сторонних наблюдателей, в том числе и кавказцам, вообще все равно.
История не знает соседствующих народов, которые бы враждовали вечно. Мы будем жить рядом, нравится это кому-то или нет. Соседей не выбирают, и лучше жить в мире. У осетин и ингушей объективно есть много объединяющих моментов. Вопрос только в том, актуализировать их или нет. Мир любой ценой для меня как простого осетина абсолютно неприемлем. В свое время ингуши практически не сомневались в том, что захватят Пригородный. В их ментальной конструкции осетины были слабыми и неуверенными в себе, мягкими и смертельно боящимися войны как таковой. Может, их натолкнули на такие мысли благодатные годы одинцовщины, не знаю – сейчас судить трудно. Они обманулись, но разве своей по крайней мере видимой слабостью и флегматичностью осетины не дали им для этого повода? Я читал тексты выступлений отдельных ингушских деятелей перед началом агрессии в Пригородном, материалы Второго съезда ингушского народа в 1989 году и т.п. По какой-то причине ингуши разговаривали с осетинами только ультиматумами, не пытаясь даже показать готовности к какому-то компромиссу. С высоких трибун седые мужчины кидали дешевые понты про крутость своего народа и требовали, требовали без конца. Предчувствовали кровь и говорили о тактике, провоцировали своих же. Закончилось все вооруженным вторжением в Осетию. Этот конфликт вообще имеет много подводных течений и очень для меня интересен с точки зрения такой дисциплины, как история ментальностей. Такой анализ я читал только у Цуциева в лучшей и наиболее объективной работе по предыстории и факторам конфликта, но его можно углубить.
Все трагедии на территории Осетии последних лет буквально кричат об одном и том же: люди в случае чего смогут рассчитывать только на себя. Никакое государство нас не защитит, как не защитило оно бесланских детей или жертв многочисленных взрывов во Владикавказе. Слабость провоцирует. Слабость в нашем случае хуже преступления. У слабого не может быть удобных соседей, они будут пытаться что-то поиметь за его счет просто потому, что он слабый. На этот счет не нужно заблуждаться, потому что такие заблуждения, как показывает осетинский опыт, чреваты большой кровью. Кто-то сказал, что важна не ошибка, а то, что происходит после нее. Какие выводы мы все сделали из трагических событий осени 1992 года?
Чи фæхъуыд уыцы бонты не рдыгæй, уыдон рухсаг уæд иууылдæр.
Источник: soslan_oss