Либерализм своим рождением обязан, прежде всего, Великой Французской Буржуазной Революции. Именно в те насыщенные революционными идеями года родилось знаменитое «Свобода, Равенство и Братство!». Казалось, что стоит только скинуть ненавистных короля и дворян, начнется эпоха свободы и счастья. Эта эйфория революционного идеализма длилась совсем немного. Суровая реальность нового мира, где на смену дворянину, облагавшему крестьян данью, пришли дельцы и спекулянты, а на смену королям, воротилы биржевых площадок, принесла быстрое разочарование. Эксплуатация капиталом, оказалась едва ли не более жестокой, нежели помещичий гнет. А наивное, революционное «Свобода, Равенство и Братство!», обрело свое реальное воплощение: Свобода ограбления народных масс капиталом, Равенство капиталистов в праве эксплуатации трудящихся, Братство крупного капитала при подавлении народных выступлений.
Либерализм стал тем знаменем, который поднял новый класс эксплуататоров – класс буржуазии.
Весь 19 век это эпоха золотого века либеральных идей и либеральной экономической политики. С одной стороны, крупные метрополии проводили политику протекционизма в отношении своих рынков. Как в метрополиях так и в колониях. Но с другой, собственно, на внутреннем рынке, проводилась абсолютнейшая политика либерализма – свобода товарного обращения и свобода перетекания капиталов. То есть, либеральное государство вмешивалось там, где «своих» капиталистов нужно было защищать от чужаков, и предоставляло почти абсолютную свободу наживания огромных состояний для своих капиталистов и дикой эксплуатации масс на контролируемых территориях – в Метрополиях и колониях.
Кстати, противостояние между монополиями разных стран, привело даже к международной путанице в значении терминов. В США, идейные течения либерализма и консерватизма являются антиподами своих европейских «коллег». То есть, те, кого считают консерваторами, в Европе (сторонники активного государственного вмешательства в экономику), в Америке называются либералами – это демократы. А европейские либералы (сторонники свободного рынка) в США «стали» консерваторами – республиканцы.
Но как уже было сказано выше, свободной конкуренции в чистом виде практически не существует. К началу 20 века, весь мировой рынок, оказался по пятой международных монополий – картелей и синдикатов. А идейное течение либерализма стремилось к достижению пика своего экономического и политического господства. Единственное, что тормозило этот процесс, разделение мирового рынка на сферы колониального контроля. Крупные монополии, могли эксплуатировать только те рынки, которые принадлежали их метрополиям. Французы не имели прав торговать в испанских колониях, немцы в английских, американцы были ограничены рамками Латинской Америки. Такая ситуация мешала экономической политике абсолютного либерализма. В результате, в течение первой половины 20 века, человечество получило 2 глобальные войны за передел мира.
Таким образом, под фанфары наивного «гуманитарного» либерализма, который предлагал красивую картинку «человека-свободного», либерализм «экономический», являющийся основным выражением стремлений крупного капитала, угробил десятки миллионов человек.
Продолжение следует...
Источник: Сослан Бероев