Осетинские корни кабардинских и балкарских фамилий

29-10-2011 | Просмотров: 17 363

Баловы и Таовы из черкесских аулов Зеюко и Кошхабль обязаны своим происхождением осетинским Каргаевым - братьям Умару и Пыра, прославленным мастерам по обработке кожи. Высокого уровня профессионализма они достигли благодаря урокам их отца Карагы Каргаева. Услугами братьев пользовались кабардинские, карачаевские и ногайские князья и дворяне. Изменявшиеся социально-экономические условия явились причиной того, что Умар и Пыра Каргаевы оказались в черкесском Хабезе. Их гостеприимно приняла знатная семья Касаевых. О мастерах высокого класса и их изысканных изделиях прослышал владелец Зеюко Хатокшуко и пригласил специалистов к себе. Младший брат Пыра принял приглашение, старший же Умар остался в Хабезе.

Занятие животноводством и плетением корзин заставили Дудуевых сняться с родных мест в Северной Осетии и уйти в Кабарду, где, как они считали, больше возможностей для их хозяйственных дел. Инициатором переезда был Уважуко Дудуев. Род Дудуевых в Боташево (сейчас Плановское) продолжили Исмел, Лалу, Титу, Масхуд и Бердыко. Живя в кабардинском селе, они сбывали изделия своего производства, а также скот в Моздоке, Прохладном, Владикавказе, Нальчике, Георгиевске и других торговых центрах Кавказа. В наши дни Дудуевы живут в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Турции и Иордании.
Разведением овец, коз и производством на профессиональном уровне разнообразных товаров из шерсти занимались кирджинские и ардонские Замбатовы. Хажбатыр Замбатов решил, что Боташево более перспективное место для занятий хозяйством и ремесленным производством, и переехал с семьей в это село. Уже в Боташево Хурхоко Замбатов освоил пчеловодство и обучил этому делу односельчан. Плетением из крупных прутьев и изготовлением стенок для жилых, хозяйственных построек, а из мелких прутьев -корзин для хранения кукурузы, зерна, муки и т.д. занимались мужчины осетинской семьи Евазовых. Их женщины практиковали плетение из камыша и соломы украшений для дома и предметов быта. Развивая свое производство, на фамильном сходе Евазовы решили, что одна из их семей временно поживет и поработает в Бороково (сейчас Арик). Но жизнь так сложилась, что эти Евазовы продолжили свою историю в качестве уже малокабардинской фамилии.
Сабановы из Чиколы издревле специализировались на разведении породистых лошадей и отборных пород крупного рогатого скота. В XIX веке их хозяйство числилось в списках постоянных поставщиков лошадей в царскую армию. Но на делах Сабановых негативно сказывались нехватка земельных угодий, периодические конфликты с местной знатью и, наконец, поползновения конокрадов. Поэтому Наша Сабанов однажды решил, что будет заниматься этой престижной и прибыльной профессией только в Кабарде, и перебрался со всем хозяйством в Боташево.
Во второй половине XIX века в связи с ростом населения и нехваткой пахотных угодий в горных селах Северной Осетии многие из семей обращались к начальнику Терской области с просьбой разрешить им переселиться в равнинные села северокавказского региона. В 1866 году начальник Терской области граф М.Т. Лорис-Меликов подписал бумагу о переселении из Лезгора в Хатуей (сейчас Старый Урух) братьев Бетрозовых: Бачира, Джауиша и Джа-шая.
В поисках более приемлемых условий жизни в начале ХХ века из Северной Осетии в Кабарду переехали Куба-ти Калоев и один из потомков брата Ка-лоя Цока. Таким образом, Цокоевы обзавелись землей в Первом Лескене, Ка-лоевы - в Старом Урухе.
Междутем надо заметить, что ограниченность в земельных угодьях не всегда служила причиной переезда осетинских семей. Известно, что еще с начала XIX столетия царская администрация выделяла горским семьям земли в равнинной части Осетии и всячески уговаривала их туда переселяться. Но поскольку княжеские фамилии часто объявляли себя хозяевами вновь образованных сел, а крестьян - своими подданными, последние уезжали в Кабарду, Черкесию, Адыгею. В связи с давлением Тугановых на Савкуевых из Дурду-ра они решили арендовать земли у Ан-зоровых в районе Первого и Второго Лескенов. Само рождение фамилии Савкуевых связано с языческими верованиями. В одной из осетинских семей долго не рождались дети. И когда наконец родился мальчик, односельчане посоветовали назвать его Савкуем, то есть «черной собакой», чтобы избежать влияния дурного глаза и злых духов. И действительно: мало того, что Савкуй рос здоровым и счастливым ребенком, в их семье родилось еще два сына: Темра и Занкиши, положивших начало Темраевым и Занкишиевым. Потомки основателя кабардинских Савкуевых дали начало еще такой кабардинской фамилии, как Казанчевы.
Выходцы из Северной Осетии и старолескенские (Кайсын-Анзорово) Белимготовы. Бабиц Гуадзаров был отменным скотоводом и содержал большое стадо крупного рогатого скота и отару овец. Однажды в непогоду его пастухи не смогли удержать пасшийся скот, и именно Бабиц разыскал в ближайшем лесу и окрестных балках разбежавшихся коров и овец, а по пути параллельно помог собрать и чужой скот. Это обрадовало сельчан, и они, памятуя о том, что Бабиц вообще отличался удачливостью в разведении животных, назвали его Былымгъуэт, то есть Белимготов.
Мастеровыми были братья Туаевы, которые для своего места жительства избрали Абаево (сейчас Урожайное). Первым делом они построили большой, привлекавший внимание односельчан и приезжих гостеприимный дом несколько в отдалении от остальных жилищ. И поскольку братья Туаевы первоначально жили без семей, соседи нередко готовили и носили им пищу. Говорят, когда однажды женщину и детишек, несших приготовленную еду, спросили, куда они направились, те ответили: «В Къущхьэунэ», то есть «Осетинский дом». Отсюда и фамилия Куш-хауновых.
Мазоковы, что означает «Сын леса», первоначально называли себя Мзоховыми и проживали в Ардоне. Постепенно члены фамилии разных поколений расселялись в Алагире, Нартка-ле, Шапсуге и т.д. А корни этих семей ведут в 60-е годы XIX века к весьма одаренному и рассудительному человеку, служившему у одного из осетинских князей в качестве администратора и распорядителя хозяйства. Владелец с уважением относился к своему подданному и, ценя его личностные качества и ум, дал возможность по собственному желанию определить свою судьбу.
В Плановском живут и Мазоковы, родоначальник которых Батоко происходил из села Бирагжанг. Некоторые члены этой фамилии Мазоковых в прошлом были прекрасными охотниками, одомашнивали диких животных и птиц, заготовляли и продавали лес, занимались сбором лесных ягод, грибов.
Близкой по терминологической значимости, а именно отношению к лесу, является фамилия Мезовых из Ша-лушки и Герменчика. Старейшина гер-менчикских Мезовых Бечмырза относит корни своего рода к четырем братьям, жившим в Осетии где-то около леса. Отсюда и фамильное имя Мэз.
Жанхотовские Экашаовы своим рождением обязаны сорокалетнему Хаси-ну из Северной Осетии, человеку образованному, знавшему языки, умевшему показать себя в любом обществе. Он жил восемь поколений назад. В Жанхо-товоХасин продал имевшиеся при нем драгоценности, купил дом, участок земли, женился. Но у Хасина была одна слабость: излишнее увлечение женщинами, за что в селе его прозвали «Екlэ щlэуэ» - «увлекающийся женщинами». Фамилия Экашаовых распространилась в Зарагиже, Нарткале, Нальчике.
Из осетинской семьи Елкановых в результате раздела большой семьи выделилась семья Хэдина. Поскольку раздел происходил после смерти отца Му-хажира Хэдин и его брат Мэлыхъуэ по законам обычного права получили братские доли. Понятие «братской доли» и легло в основу фамилии Хэдина: Кошеров. Основные ветви Кошеровых проживают в Урожайном и Морзохе.
Несколькими поколениями позже некий Сидак с сыновьями Сонатом и Калмаком волею судьбы оказались в той части Дейского, которая называлась Муртазово. Далее в кабардинской транскрипции фамильное имя стало произноситься как Шыдакъ, то есть Шидаков.
Умаровы из Инароково (сейчас Верхний Курп) происходят от Хуриева Умара, жившего семь поколений назад в Куртатинском ущелье. Братья Шокара и Муса уже в Инароково назвались Ума-ровыми по имени отца. Муса с самого начала поселения в Инароково не нашел общего языка с владельцами села и перебрался в Исламово. В настоящее время в Верхнем Курпе проживает семнадцать семей Умаровых, по нескольку можно встретить в Нижнем Акбаше, Нижнем Курпе, Урвани и Тереке.
Фамильное имя Тогузаевых переводится как «вовремя рожденный» и встречается в Дигоре, Владикавказе, Верхней Балкарии, Нальчике.
Какоевы - выходцы из Южной Осетии. Кантемир Какоев поселился в Оз-реке, затем его внуки Али и Тизир переехали в Кахун.
Караевы встречаются почти у всех народов Кавказа. Изучение истории осетинских и балкарских Караевых указывает на их генетическое переплетение. Представители и осетинских, и балкарских Караевых считают, что происходят друг от друга. Однако у разных подразделений осетин - кударцев, ди-горцев и иронцев - свои варианты генеалогических преданий.
В дигорском селе Лесгор рассказывают, что во времена патриархального рабства один из осетинских князей привез из Балкарии мальчика, которого по-осетински называли Сауай - «черный», потому что ребенка купили за черную бурку. А поскольку мальчик был из Балкарии, его по аналогии именовали тюркским словом къара - «черный». Шли годы, и кто-то из потомков Сауая-Къары, Гуймана, Царке, Беслана, Сла-нико и других Караевых покидали Северную Осетию и оказывались в соседних этнических обществах, сохраняя фамилию.
Миграции были подвержены и иронские Караевы с гор Дагомы. Известно, что горнорудные разработки в Ар-доне, Садоне и Алагире, направленные на извлечение свинца, серебра и других металлов, способствовали производству пуль для пистолетов и винтовок, отделки оружия, конской сбруи, украшений, посуды. Не случайно горцы переселялись к местам разработок. Предки этих Караевых Къара, Кула и Сиезе в предгорной части Осетии в районе камнеломен поставили свою родовую башню, откуда некоторые из их внуков и правнуков разъехались в чужие края.
Имя Билая Шобакова в Кабарде трансформировалось в фамилию Брае-вых. В 1926 году Дотмирза Браев поселился в Герменчике.
Люди, подобные Билаю, были самостоятельны в образе жизни, независимы в суждениях и, как правило, неудобны в общении. Их гордыня и уверенность в себе вызывали недовольство односельчан, сильных родов и особенно князей. Семь поколений назад некий Исуф, сын Суфа из Северной Осетии (фамилия и место жительства в таких случаях обычно скрывались), человек по натуре резкий и не признававший давления в споре, повздорил с односельчанином. И после попыток оскорбления не выдержал хамства и убил зарвавшегося сельчанина. Чтобы конфликт не развился дальше и семьи его братьев и родственников не были подвергнуты мести, Исуф уезжает в Кабарду и становится гостем Бараковых (Бэ-ракъ) из Жанхотово (сейчас Псыгансу).Братья, преследуя кровника, настигают его недалеко от села. Исуф пытался объяснить преследователям, что на нем нет вины и что он поступил подобным образом потому, что защищал свою честь. И далее предложил закончить спор миром, поскольку для них новое столкновение не сулит ничего хорошего. Но преследователи не вняли разумному предложению, и их попытка отомщения закончилась тяжелым ранением одного из них. Исуф вновь предостерег братьев от опрометчивых шагов и на этот раз жестко предупредил: если в Осетии пострадает кто-либо из его близких, он убьет каждого из мужчин враждующего рода. Поскольку у Исуфа было много влиятельных друзей в Ми-состово, Коголкино и Докшоково, они с владельцами Жанхотовыми решили вопрос о поселении Исуфа в их селе. Причем Жанхотов разрешил Исуфу на правах гостя выбрать те земли, которые ему нравятся. У Исуфа была многодетная семья, и его сыновья Нахо, Ахмед, Бабыш, Хажи, Карамырза и Хабыш со временем дали начало шести ветвям фамилии Цримовых.
Оказавшийся в Кайсын-Анзорово мужчина с двумя малолетними сыновьями и дочерью тщательно скрывал не только свою осетинскую фамилию, но и имя. В памяти потомков сохранилось только имя среднего сына этого человека Дзырау. Когда беженец появился в Кайсын-Анзорово, была поздняя осень, и, естественно, во всем его внешнем виде чувствовались усталость и простуда, он плохо выглядел и тяжело говорил. Сельчане назвали его Мэкъей, что значит «плохой голос». Так в Старом Лескене, а затем и в Баксане, Нарткале, Нальчике появился новый род кабардинских Макаевых.
Оказавшуюся неуживчивой одну из осетинских семей в Кабарде называли Ямзаговыми. Основателем этой фамилии был Машука, его генеалогическую линию продолжили сыновья Хаути и Хазраил,внуки Тала, Хусейн, Адальбий, Мухажир, и сегодня в Псынабо проживает уже шестое поколение этой фамилии.
Мирзоевы из Северной Осетии и, в частности, Сосруко и его брат Шомпо-ло жили в Донифарсе. Но в 1860 году между Мирзоевыми и князьями Абиса-ловыми возникла кровная месть, и в результате убийства нескольких представителей княжеского рода Шомполо и Сосруко пришлось бежать в Кабарду в Коголкино. При внуках Сосруко Инусе и Хаджи-Бате Мирзоевы приобрели земли, развели несколько табунов лошадей, сотни голов крупного рогатого скота и подняли свое хозяйство до уровня княжеского состояния.
Кровная месть в разной степени имела место у всех народов Северного Кавказа. Интересна такая особенность, что бежавшие от преследований кабардинцы, осетины, балкарцы, нередко через десять-пятнадцать и более лет возвращались назад в свою этническую среду, а здесь их уже воспринимали как представителей того народа, откуда они приехали. Так, к примеру, Куловы, в связи с конфликтом с Касаевыми (они тогда жили в Баксаненке) решением сельского суда были выселены за пределы Кабарды. Местом жительства они выбрали осетинский Хумалаг, где, кстати, с Куловыми обошлись весьма дружески и приняли их гостеприимно. По прошествии времени братья Индрис и Ислам Куловы вернулись в Коголкино (сейчас Урух). Некоторые из сельчан первое время называли их осетинами.
Похожей была ситуация у одной из черкесских фамилий, которая скрывалась в Северной Осетии. Через определенное время потомок беженцев Инал вернулся в Кабарду и назвался Инало-вым.

Миграционные процессы в обществе и переезды отдельных семей и людей не всегда зависели от политических, экономических и бытовых причин. Их мотивы трудно объяснимы. В Плановском живут семьи фамилии Ахами-новых (Ахэмын), история которых начиналась в Турции, продолжалась сначала в Северной Осетии, затем в кабардинском селе. Первым в Боташево поселился Пшимахо Ахаминов. Турецкие Ахаминовы и по сей день поддерживают связи с родственниками, живущими в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.


Рекомендуем обратить внимание на сайт Vergesso.ru. Это статьи о магии, эзотерике, мистике, жизни после смерти, НЛО и инопланетянах, Бермудском треугольнике, снежном человеке, снах и сноведениях, детях Индиго, чудесах света настоящего и будущего и великих цивилизациях прошлого. Vergesso.ru - познай все тайны мира!

Источник: saribar-hohag

Комментарии:

Оставить комментарий