Еврейское культурно-просветительское общество «Шолом»

28-06-2011 | Просмотров: 7 118

ЕВРЕИ — народ на Ближнем Востоке, общее этническое название народностей исторически восходящих к древним евреям. Верующие евреи в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Численность 12,9 млн. человек (2003), в том числе в США 5,15 млн., Израиле 5,15 млн., Франции 500 тыс., Великобритании 267 тыс., Аргентине 180 тыс., Канаде 370 тыс., Германии 120 тыс., Австралии 100 тыс. человек. В Российской Федерации живет 229,9 тысяч евреев (2002), в том числе в Центральном федеральном округе 103,7 тыс.
Исторически сложилось деление евреев на ашкеназов и сефардов. Большая часть евреев говорит на языке страны, в которой они живут. Часть евреев говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов (испанском, арабском, фарси). Часть евреев стран Средиземноморья (сефарды) пользуется языком ладино, близким к испанскому. Официальным языком евреев Израиля является иврит, развившийся на основе книжного древнееврейского языка и используемый евреями в других странах как язык религиозного культа..
Существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры древнееврейские государства — Израильское царство и Иудейское царство были покорены: первое — Ассирией (722 до н. э.), второе — Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению евреев по странам мира. После завоеваний Александра Македонского евреи широко расселились в его империи и в образовавшихся после ее распада государствах, образовав крупный культурный очаг в Александрии. После восстания Маккавеев в 167 до н. э. образовалось государство Иудея, с 63 до н. э. фактически ставшее римской провинцией. Евреи создали свою общину в Риме, расселялись и в других городах империи. После Иудейской войны, разрушения Храма и Иерусалима римляне ввели значительные ограничения для евреев в Иудее, а поражение восстания Бар-Кохбы в 135 закончилось запретом для евреев на поселение в Палестине. Значительные группы евреев осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В Средние века евреи расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция евреев была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения.
Во многих европейских странах существовали законы, ограничивавшие евреев в правах и занятиях, в частности — в праве владения и пользования землёй. Как правило, евреи селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей и ремеслами, наиболее богатые — ростовщичеством. Догматы иудейской религии предусматривали обособление еврейской общины, чему способствовала также позиция христианской церкви. Евреи не допускались в цехи и гильдии; конкуренция евреев с местными купцами и ремесленниками способствовала распространению антисемитизма. Во многих странах отмечались случаи еврейских погромов. В 17-19 вв. в ряде стран Западной Европы средневековые ограничения прав евреев были отменены, они втягивались в общую экономическую и культурную жизнь; начался процесс ассимиляции. Среди евреев Германии, наиболее ассимилированных, началось движение еврейского Просвещения — Гаскалы. В ряде стран Восточной Европы, в том числе в России, сохранялись законодательные ограничения евреев в месте жительства («черта оседлости»), в правовом и экономическом отношениях. Многие евреи, особенно из стран Центральной и Восточной Европы, эмигрировали в США и другие страны Америки. В конце 19 в. среди евреев разных стран возникло национальное движение — сионизм, провозгласившее своей целью переселение всех евреев в Палестину.
В 1934 была создана Еврейская автономная область в составе Хабаровского края. Свое крайнее выражение антисемитизм нашел в фашистской Германии, проводившей политику массового преследования евреев во время Второй мировой войны. В 1948 на основе решения ООН было создано еврейское государство Израиль.


Среди народов, населяющих нашу планету живет народ, ведущий летоисчисление от библейского (а точнее, ветхозаветного) времени сотворения мира. По этому календарю, принятого, кстати, и православной церковью, нынешний общепринятый 2009 год соответствует 5769 году по летоисчислению упомянутого древнего народа. Этот народ – евреи (самоназвание «иври» или «иегуди»)
Евреи, живущие в разных частях света, отличаются друг от друга языком, обычаями, традициями, внешним видом и даже цветом кожи. Что же их объединяет? Только религия. В отличие от других народов евреем считается только тот, кто рожден еврейской матерью и исповедует иудаизм.

Евреи в своей массе неоднородны и делятся на ашкеназов (европейских евреев), сефардов (евреев Испании, Португалии и Северной Африки) и восточных евреев (бухарских, горских, грузинских, крымчаков и лахлухов). Двое последних — самые малочисленные: крымчаков, потомков хазар, принявших в 6 веке иудаизм и живших прежде в Крыму и почти полностью истребленных гитлеровцами, сегодня насчитывается около 2 тысяч, а лахлухов, выходцев из Иранского Азербайджана и Курдистана, переселившихся в начале 20 века на Кавказ, и того меньше – менее полутора тысяч. Согласно одной из двух официальных исторических версий, грузинские евреи – потомки тех евреев, которых в качестве пленников привел на Кавказ в 6 веке до н.э. вавилонский царь Навуходоносор после покорения им Иудеи и разрушения первого храма в Иерусалиме. Другая версия отличается от первой лишь тем, что первые кавказские евреи были не пленниками вавилонского завоевателя, а, напротив, обрели на Кавказе вторую родину, спасаясь от пленения царем Навуходоносором. Первым поселенцам, покинувшим Палестину во главе с Шамбалом Бахаратом, удалось добраться до Армении, где армянский царь подарил Бахарату земли и титул «Тахадир», дававший право короновать монархов. Когда правившая в Армении царская династия вымерла, семья Бахарата взошла на трон, и члены этой семьи стали царями армян и грузин и именовались династией Багратиони — у грузин, и Багратидов или Багратуни — у армян. В 1998 году было широко отмечено 2600 лет пребывания евреев в Грузии, чьи потомки сегодня говорят на грузинском языке и носят грузинские фамилии.

Кстати сказать, столица ныне независимой, а в советские времена на правах автономной области входившей в состав Грузинской ССР Южной Осетии –Цхинвал - возникла на месте старинного еврейского торгово-ремесленного местечка, а городская синагога, практически полностью разрушенная, как и весь Еврейский квартал города, грузинскими войсками в августе 2008 года, считалась одной из крупнейших на Кавказе. Кстати, в этой синагоге на табличках с именами прихожан, закрепленных на каждом молельном месте, не значится ни одной привычной еврейской фамилии – только осетинские и грузинские.

С тех пор, как евреи появились на Кавказе, они строжайшим образом сохраняли свою религию и обычаи, хотя заимствовали национальные традиции других кавказских народов так, что ни по внешности, ни по одежде, ни по обычаям их невозможно было отличить от соседей. Природные условия этих мест сделали их горцами и воинами. Они носили сабли и кинжалы, а также черкесский наряд (черкеску). Как и другие, они занимались скотоводством и земледелием, и расставались со своим оружием только по субботам. Национальный язык горских евреев представляет из себя смесь древнееврейского и персидского языков, но они усвоили ряд местных языков и называют себя «даг Журт» (горские евреи). На Кавказе широко распространено и другое название горских евреев – таты. Кстати, в столице Кабардино-Балкарии, Нальчике издавна существует Еврейская колонка с довольно многочисленным татским населением, изначально занимавшимся выделкой кож и пошивом изделий из нее, а в Кабарде достаточно широко распространена фамилия Журтов, хотя ее обладатели и пишутся кабардинцами.
«Даг Журты» считают себя чистокровными евреями, высокомерны по отношению к европейским евреям и практикуют полигамию (многоженство). Их главный раввин, которого называют Хахам Баши, является среди них непререкаемым авторитетом. Он издает религиозные предписания и интерпретирует законы предков. Резиденция Хахам Баши и поныне находится в городе Дербенте в Дагестане.

Так уж сложилось исторически, что в Осетии, главным образом, во Владикавказе, в отличие от других регионов Северного Кавказа, в подавляющем большинстве живут европейские евреи – ашкеназы. Первые евреи появились во Владикавказе, бывшем тогда крепостью, в самом начале XIX века. Это были искусные ремесленники - эполетчики, чемоданщики, портные, ювелиры, сапожники, часовщики, скорняки. Северный Кавказ не входил в ту пору в черту европейской оседлости, охватывающей ряд территорий Украины, Белоруссии, России и Польши, но согласно специальному Указу императора Александра I 1804 года европейским евреям разрешалось расселяться на Кавказе.
Число евреев-ремесленников, хорошо знавших свое дело, и потому весьма желанных во Владикавказе, быстро росло, что привело, однако, к тому, что в 1825 году министр финансов России граф Е.Ф. Канкрин настоял на запрещении евреям проживать здесь, и в 1827 году, по предписанию из Петербурга, евреи были выселены из Владикавказа. Это повлекло за собой резкое подорожание предметов ремесленного производства и вызвало ответное недовольство крепостного гарнизона и местного населения, поэтому, когда в 1831 году евреи вновь появились во Владикавказе, здешние власти оказали им максимальное покровительство. Но в 1835 году вновь было издано Положение, согласно которому евреям запрещалось жить на Кавказе. Их выселили из Терской области, в том числе и из Владикавказа. Исключение составили лишь евреи-ремесленники. Между тем, главнокомандующий Кавказской линией лично заступился за выселенных евреев, отправив в Петербург статистические данные о евреях, проживавших на Кавказе, общее число которых не превышало 10 тысяч человек. Лишь в 1837 году евреи вновь были возвращены во Владикавказ и приписаны к мещанскому сословию. Это были выходцы из черт оседлости Херсонской, Полтавской, Екатеринославской, Могилевской, Таврической, Витебской, Гомельской губерний, а также из Польши и Германии.
В 1827 году Николай I подписал закон о призыве евреев на воинскую службу в качестве рекрутов (до этого служить в армии им не разрешалось), после чего в крепости Владикавказ в составе Тенгинского, Навагинского и Виленского полков появились солдаты-евреи. Спустя 38 лет, в 1865 году, сын Николая I Александр II своим указом даровал право нижним чинам-евреям (офицерские звания иудеям присваивать было запрещено), отслужившим в армии 25 лет, селиться вне черты оседлости по собственному усмотрению. Указ распространялся и на членов их семей, но лишь в том случае, если брак был заключен во время прохождения воинской службы. Так к евреям-ремесленникам добавились и отставные солдаты, оставшиеся на жительство во Владикавказе.

С течением времени круг лиц еврейской национальности (а точнее, иудейского вероисповедания, ибо подданные Российской империи делились по вероисповеданию, а не по национальной принадлежности), которым разрешалось селиться во Владикавказе, расширялся. Это были, кроме ремесленников и отставных солдат, лица, имевшие дипломы высших учебных и средних специальных заведений, а также ученые степени – врачи, инженеры, механики, финансисты, юристы, фармацевты, преподаватели; раввины и их помощники и купцы первой гильдии. Последние, кстати, пользовались всеми правами, присущими русскому населению. В центре Владикавказа размещались богатые магазины, принадлежавшие евреям: книжный и писчебумажный магазин известной во всей России фирмы «Р.Сегаль и сыновья», магазин модных товаров С. Цизина, мануфактурный- М.Ройхеля, галантерейный- И. Ладыженского, магазины готового платья И.Бернштейна и С. Позина, швейных машин- Г. Нейдлингера, музыкальных инструментов и нот- Ф.Киндля, магазины часовых, золотых и серебряных изделий И.Ладыженского, И.Позина, А. Тарноградского и другие. Далеко за пределами Терской области хорошо была известна продукция заводов- Владикавказского ликеро-водочного Н.Резакова, минеральных и фруктовых вод Э. Штебера, кожевенного Д.Роткина. Заметный след оставили евреи в области медицины, фармакологии, финансах, народном образовании и культуре.
Вообще во Владикавказе происходил как бы отбор среди еврейского населения: здесь разрешалось жить только «полезным евреям», степень полезности которых жестко регламентировалась властями. Большинство из них были высококлассными специалистами, получившими прекрасное образование, главным образом, за границей, т.к. в России существовала неукоснительная процентная норма (от 1 до 3%) для поступления евреев в учебные заведения. Богатые родители предпочитали отправлять своих детей на учебу в Европу, где таких ограничений не было. В результате во Владикавказе сложилась весьма образованная, высококультурная еврейская община, члены которой внесли большой вклад в развитие города и Осетии в целом.

Мирное течение времени, динамично развивавшуюся жизнь Осетии и Владикавказа круто изменила первая мировая война, а затем и гражданская война, которая с переменным успехом бушевала здесь почти 3 года- с 1918 по 1920 годы. Евреи, как и все население Российской империи, оказались вовлечены в бурный вихрь братоубийственной войны, точно также разделившись на два противоборствующих лагеря. Они достаточно широко были представлены в руководстве провозглашенной большевиками в 1918 году Терской республики, и их имена по сей день носят многие улицы Владикавказа. Видные посты занимали в большевистском правительстве С. Шмулевич, М. Кольбус, И. Черноглаз, Я.Бутырин, Ю. Фигатнер, Я. Маркус, родная сестра которого, кстати, в 1911 году стала женой крупного советского партийного и государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова (Кострикова) (1886-1934), в бытность того репортером владикавказской газеты «Терек».

Во время Великой Отечественной войны практически все мужчины-евреи, способные носить оружие, вместе с представителями всех национальностей Осетии ушли на фронт, многие из них — добровольцами. Врачи и медсестры самоотверженно служили в многочисленных госпиталях, развернутых в городе. Не призванные по каким-то причинам в армию, вступали в народное ополчение или трудились на оборонных предприятиях. Более 300 представителей немногочисленной еврейской общины Владикавказа не вернулись с полей сражений. Сегодня их имена значатся на гранитной стеле, установленной во дворе представительства общины, где совсем недавно, после 80-летнего перерыва, была возобновлена деятельность синагоги.
В годы Советской власти евреи принимали самое активное участие в социально-экономическом и культурном строительстве Осетии, дав республике и ее столице целую плеяду выдающихся ученых, строителей, преподавателей, артистов и художников.

В Осетии хорошо знают, помнят и чтут имена профессоров медицины Соломона Россина, отца и сына Бориса и Вадима Бринов, Владимира Когана, Григория Глинера, знаменитого психиатра Бориса Фридмана, первой в Осетии женщину-доктора сельскохозяйственных наук Сарры Бекузаровой, действительных членов Международной Академии информатизации Эмманула Адиньяева и Бориса Рапутова, Арона Давидсона, действительного члена Российской Академии естественных наук Михаила Бергера, замечательных музыкантов: учителя и наставника всемирно известного дирижера Валерия Гергиева Анатолия Брискина, народного артиста России Павла Ядыха, Исидора Аркина, Марка Шаевича, композитора и пианиста Ацамаза Макоева, заслуженного художника России Павла Зарона, врачей Серафимы Иоффе, Анны Арлинской, Юрия Розенштейна, Людмилы Малкиной, Нонны Харадуровой, строителей Александра Рудина, братьев Якова и Владимира Кукуй и еще многих замечательных представителей еврейской общины, заслуживших почет, уважение и искреннюю признательность всего многонационального народа Северной Осетии.

31 марта 1989 года в жизни еврейской общины произошло важнейшее событие – в этот день в Министерстве юстиции Северной Осетии было официально зарегистрировано еврейское культурно-просветительское общество «Шолом» во главе с коренным владикавказцем, учителем истории Е.Л. Эйдельманом. Спустя полтора года, в октябре 1990 года общество «Шолом» вошло в состав учредителей республиканского межнационального движения «Наша Осетия», объединяющего сегодня около 30 национально-культурных обществ республики.
Согласно переписи 1989 года в Северной Осетии насчитывалось 1450 «паспортных» евреев, а по данным за 2000 год, их уже осталось чуть более 600. Основной причиной уменьшения численности еврейского населения стал массовый отъезд в Израиль и другие страны. Это произошло вследствие отмены прежних ограничений на выезд и тяжелого положения, сложившегося в экономике и социальной сфере. Весомую роль, безусловно, сыграли в этом межнациональные конфликты, война в Чечне, криминализация общества, словом, все те факторы, которые отнюдь не прибавляют уверенности в будущем. Вместе с семьей эмигрировал в Канаду и первый председатель общества «Шолом» Е. Эйдельман.
В 1992 году руководителем еврейской общины Владикавказа и председателем общества «Шолом» был избран настоящий подвижник и энтузиаст своего дела, бывший преподаватель Орджоникидзевского высшего командного зенитно-ракетного училища подполковник в отставке Марк Борисович Петрушанский. Благодаря ему еврейская община обрела свое новое рождение. В июне 1999 года ей было передано здание в бывшем Еврейском квартале Владикавказа, где еще в дореволюционное время находились синагога, еврейская школа и другие культовые и религиозные помещения. Большая их часть уже отреставрирована, как уже говорилось, возобновила свою деятельность синагога, богослужения в которой из-за временного, как здесь надеются, отсутствия раввина проводит сам Марк Борисович.

В январе 2009 года в Москве посол Израиля в Российской Федерации г-жа Анна Азари в торжественной обстановке вручила Марку Борисовичу Петрушанскому Диплом победителя ежегодного конкурса «Человек года», проводимого Федерацией Еврейских общин России уже седьмой год подряд. Этот Диплом вручается за заслуги в развитии еврейского общественного движения, причем, не только евреям. В разные годы победителями конкурса становились такие известные люди, как деятели культуры и политики Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Константин Титов, Борис Громов, Роман Абрамович.

Общество «Шолом» не просто номинально входит в межнациональное движение «Наша Осетия», оно принимает самое активное участие в решении общественных и порой государственных задач, зачастую генерирует идеи и конкретные действия в урегулировании сложнейших коллизий и достижении межнационального согласия, установлении неформальных контактов с различными общественными институтами России, ближнего и дальнего зарубежья, которые нередко трансформируются в конкретные межрегиональные и международные проекты. А это и есть реальное воплощение того, что принято называть «народной дипломатией». Большую роль в прорыве информационной блокады и доведения до широкой общественности подлинной правды о событиях в Южной Осетии в августе 2008 года сыграло и общество «Шолом», в частности М.Б. Петрушанский, который в ходе проведенных им многочисленных встреч, в том числе, в декабре 2008 года в Пензе, где проходил 3-й Конгресс неправительственных организаций Совета Европы, не только рассказывал обо всем, увиденном собственными глазами, но и показывал политикам, журналистам и правозащитникам сделанные им фотографии разрушенного грузинскими войсками Цхинвала, старинного городского Еврейского квартала и руин бывшей его достопримечательности – синагоги. Там же в Пензе, в рамках так называемой «народной дипломатии», Марк Борисович принял участие в переговорах с грузинской делегацией во главе с председателем общественной организации «Многонациональная Грузия» Арнольдом Степаняном, в ходе которых грузинские партнеры смогли ознакомиться с объективной и непредвзятой точкой зрения относительно подлинных причин вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года и пагубности внутренней и внешней политики, проводимой режимом Михаила Саакашвили.
При всех издержках нашего непростого времени еврейская община во Владикавказе была, есть и будет. В начале нынешнего века ей исполнилось 200 лет, а 1 апреля 2009 года во Владикавказе в Русском драматическом театре имени Е.Вахтангова был торжественно и широко отмечен 20-летний юбилей общества «Шолом».

В торжествах приняли участие представители всех национально-культурных обществ республики, а также гости из Москвы, Краснодара, Нальчика, Черкесска и Цхинвала. Активистам «Шолома» были вручены Почетные грамоты Республики Северная Осетия-Алания, приветственные адреса и телеграммы от Главы РСО-Алания Т.Мамсурова, председателя Парламента республики Л.Хабицовой, Чрезвычайного и Полномочного Посла Государства Израиль в России Анни Азари, главного раввина России Берл Лазара, члена Совета Федерации, председателя Всемирного Конгресса русскоязычного еврейства Бориса Шпигеля, депутата Госдумы Арсена Фадзаева, президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды. Помощник Президента Южной Осетии К.Дзугаев, поблагодарив владикавказскую еврейскую диаспору за большую помощь и поддержку народу республики в дни августовских событий 2008 года, от имени главы Южной Осетии Э.Кокойты вручил Марку Петрушанскому награду нового независимого государства – орден Дружбы.

Два столетия живут евреи в мире и согласии со всеми народами, населяющими эту прекрасную землю, разделяя вместе со всеми и горести, и радости. И главное – есть уверенность, что представители еврейской общины сделают еще много хорошего и доброго, чтобы расцвела Республика Северная Осетия-Алания, чтобы были мир и взаимопонимания между всеми народами, живущими на Кавказе, в великой России.

Источник: chinovnik2010

Комментарии:

Оставить комментарий