Есть в осетинском языке слово "фадис". Вольно переводится оно как "тревога", "в ружье". То есть это призыв к защите, причем к защите активной, треующей приложения силы от всех членов общества. Так вот нам всем впору кричать "Фадис!".
В начале года я писала про выдающегося художника Сосланбека Едзиева, и уже тогда я знала, что его работы сейчас находятся в плачевном состоянии, но чтобы настолько...! Такого я себе представить не могла. Открыл глаза мне Аркадий Хадзарагов, который прислал эти фото, снятые вчера в Синдзикау. Там еще много, попозже выложу. Нет, я сейчас не буду кидаться в оскале цербера на министерство культуры, как вы могли бы подумать. Хотя стоит, конечно. Я больше о нас, о нас самих, которые не могут и не хотят. Потому что в этом мы виноваты, своим наплевательством и равнодушием. Потому что именно мы не хотим заставить наших чиновников выполнять свои обязанности и охранять памятники культуры. И пока мы этим не озаботимся, так оно и будет. И через какое-то очень непродолжительное время мы окажемся в пустыне. Мы очень много кричим о сохранении языка, и я этот праведный призыв поддерживаю даже не являесь носителем этого самого языка, но язык, культура, самосознание не может существовать без базы, без фундамента, без камней, что оставлены нам действительно великими людьми из нашего же прошлого, более того из общемирового прошлого. Мы много кричим, но делаем ли что-то? Вот результат, на фото, наверху.
Поступая во ВГИК я увидела на вступительных один фильм. Он был смонтирован из хроники приезжающего на вокзал поезда. От Люмьеров, через гражданскую, через слезы радости у солдат Великой Отечественной, через БАМ, пока, наконец, этот поезд не вкатывался-врывался в 90-е, где к нему подбегали тетки с китайскими игрушками. Но вот поезд опять уносился в туннель, и меня спросили тогда: "какая следующая станция", а я сказала, что ее нет. Но я тогда очень ошибалась, она есть эта станция, она называется "равнодушие".
Именно наше равнодушие приводит к таким результатам, что в республики нет, да и не было по настоящему никогда, единой концепции сохранения культурных объектов. Мы все латаем дырки, то тут, то там, но рвется везде, потому что нам на самом деле пофигу. Не пора ли это исправлять?
Я думаю пора кричать "ФАДИС" по всей нашей культуре, а не только по языку, не только по театрам и музеям, потому что мы стоим на той самой грани, за которой начинается потерянная Осетия.
Источник: Алина Акоефф