Политические стимулы для страны

24-09-2012 | Просмотров: 3 580

Первое полугодие 2012 года оказалось для российской экономики на редкость успешным или вернее, я бы сказал, парадоксально успешным. Потому что, конечно, это не грандиозные цифры роста, не блестящие достижения, но экономический рост был, он был довольно стабилен в течение полугодия на фоне того, что, прежде всего, конечно европейская экономика находилась в тяжелейшем состоянии кризиса еврозоны: рецессия, нестабильность на финансовых рынках, неуверенность с одной стороны. С другой стороны, когда говорят, что всё просто: нефть дорогая.

Пока нефть дорогая, то и в России экономический рост продолжается. Это не совсем так. Во-первых, как раз именно во время этого полугодия был период довольно резкого падения цен на нефть. Причем в какой-то момент, заметим, было что-то вроде паники, то есть падение было весьма драматичным. Это не привело к аналогичному спаду производства у нас. Теперь же, наоборот, если мы возьмём ситуацию с рублем, то после падения нефти рубль опустился, но после того, как нефть приподнялась, рубль так же резко на прежние позиции не поднялся. То есть он приподнялся, но он приподнялся не на тот уровень, на котором он был до падения нефти. Иными словами, прямой связи, такой механической, между нефтяными доходами и состоянием российской экономики нет.

Она есть - связь, то есть утверждать, будто нету связи с нефтью - это было бы смешно просто. Но она не такая прямая, она опосредована какими-то другими факторами. Что это за факторы - как раз вот это полугодие смогло определить, потому что возникла очень парадоксальная ситуация. В течение первого полугодия сработали так называемые популистские меры правительства. То есть с осени прошлого года и перед президентскими выборами власти очень волновались, как бы народ не взбунтовался. То есть декабрь показал, что все не очень хорошо, и еще перед парламентскими выборами. Начали, что называется, задабривать население, то есть начали вбрасывать деньги в экономику и, соответственно, раздавать их населению: трудящимся, пенсионерам и ещё как-то. И как бы совершенно не осознанно, по большому счету, власть начала проводить кейнсианскую политику накачивания спроса. То есть они думали о другом. Они думали о политической стабильности, о том, чтоб бунтов не было, о том, чтобы либеральные оппозиционеры не привлекли на свою сторону народ в провинции, о том, что нужно «Уралвагонзавод» задобрить: дать ему, соответственно, заказ, чтоб люди не бунтовали, а наоборот работали, были довольны. Они думали о политике. Не знаю, добились ли они своих целей в политике или нет (кстати, это ещё вопрос), но они очень точно попали в экономику. То есть они накачали спрос, они дали людям деньги, и заметим, они дали деньги не самым богатым людям в России, а, скорее, бедным и низшему, среднему классу. А это как раз те люди, которые тратят деньги на отечественные товары и услуги. То есть на эти деньги люди не то, чтобы все там уехали сразу на Канары, понимаете ли, а они пошли в местную парикмахерскую, лишний раз подстриглись, они купили какую-то там еду, опять же местного производства, и тем самым стимулировали спрос у себя дома.

При этом еще один момент: власти боялись недовольства, поэтому на полгода отложили повышение цен тарифов на транспорт, ЖКХ, в общем, немножко притормозили реформы образования, но главное - они прижали цены на полгода в секторе, так сказать, жизнеобеспечения, по большому счету. И это тоже сыграло, потому что, во-первых, инфляцию придавили, то есть деньги вбросили, но резкого скачка инфляции не было. Что получилось? У людей появились немножко лишние деньги, в масштабах экономики. У каждого человека совсем немножко прибавилось, но суммарно в масштабах экономики этого было достаточно. И эти деньги пошли на рынок. Люди стали покупать.

А что сейчас происходит? Минфин опомнился и начал бить тревогу, что: «Как же так? Много денег потратили». И начали разворачивать в обратную сторону. Начали крутить руль вправо. Опять подняли цены. Это, естественно, повысило инфляцию. Фактически играют на то, чтобы понижать рубль. Почему? Потому что вступили в ВТО. А единственный способ как-то российскую продукцию сделать конкурентоспособной без массивных инвестиций, которых нет - это понизить цену рубля, обменный курс рубля, и чтоб наши товары тем самым были чуть подешевле. Значит, соответственно, начали сжигать рублевые сбережения населения. И, естественно, больше социальных таких вот подачек не будет, значит, денег станет меньше.

Вообще, короче говоря, все то, что ради политической стабильности людям подарили, у них начинают отбирать обратно. И не будем сейчас касаться политических последствий, всего этого - мы их просто увидим. Но это имеет еще и экономические последствия. Я думаю, что это ухудшит экономическую ситуацию. Понятно, что Минфин очень заинтересован, чтобы удержать стабильность: приопустить рубль, но при этом не сорваться в гиперинфляцию, сохранить контроль над бюджетом. И они думают только об этом. Они, в общем, о другом уже не думают.

Но последствия такой политики могут быть очень тяжелыми, потому что они могут свалить экономику в реальный спад. И если не будет обратной корректировки курса, скажем уже в начале 2013 года, то нам грозят серьезные неприятности. Хотя, с другой стороны, если, например, начнутся какие-то недовольства, протесты, волнения, то власти опять подумают и, может быть, вернутся снова к кейнсианскому курсу, к стимулированию спроса. Положат рубль в такое более или менее свободное плавание, выпустят какое-то количество свободных средств на рынок. И очень может случиться, что протесты окажутся фактором экономической стабильности.

Комментарии:

Оставить комментарий