Дайте человеку пистолет - и он ограбит банк. Дайте человеку банк - и он ограбит весь мир!
Говоря о современной экономике, нельзя пройти мимо такой важной проблемы, как образование цены на товар, так как это вопрос затрагивает всех.
Как известно, цена товара определяется соотношением спроса и предложения. Но вот как именно действует этот закон и как именно устанавливается планка цены – в общем и целом остается тайной. Классическая либеральная экономическая мысль объясняет механизм действия спроса и предложения законом, который сформулировал Альфред Маршалл:
«При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платежеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом».
То есть, говоря проще, по мнению традиционной либеральной экономической мысли, цена на товар зависит от отношений между конкретными покупателями, которые желают или не желают купить товар дешевле, с одной стороны, и продавцами, которые так или иначе стремятся продать товар дороже, с другой. Кроме этого, упор также делается на веяния моды, предпочтения разных социальных групп и прочие частные факторы.
Мне такой подход представляется узким и неполным. Кривые спроса и предложения не дают окончательного объяснения относительно установления цены. А также не объясняют, почему цена именно такая, а не другая.
Караван идет со скоростью самого медленного верблюда
Что такое товар? Товар – это продукт, который удовлетворяет какую-либо потребность человека, но за деньги (то есть за товар всегда надо платить). Продукт, за который не надо платить, товаром не является. Таким продуктом, например, является воздух. Воздух не входит в товарооборот, поскольку его хватает всем и с избытком. Продукт становится товаром, если его наличие ограничено и на всех его не хватает. Тогда за обладание начинается борьба. Кроме этого подавляющее количество необходимых нам продуктов, в отличие от воздуха, не имеются в природе в готовом виде. Их надо производить. Однако затраты на производство не являются определяющими при формировании цены на товар. Более важным при этом оказывается потребность в товаре. Потребность зависит от того, насколько товар необходим, то есть – от степени нужды. Нужда порождается как раз нехваткой того или иного продукта. Например, в США на вторичном рынке автомобилей, грубо говоря, на автобарахолках, можно купить вполне нормальный старый автомобиль на ходу за 300-500 долларов. В России, несмотря на то, что уровень жизни и цен в разы ниже, чем в США, подержанную машину, какой бы старой она не была, если она на ходу, купить меньше чем за 50 тыс. руб., то есть более 1500$, нереально. В чем причина такого парадокса? Ведь на вторичном рынке себестоимость производства никакой роли в образовании цены не играет. Дело в том, что в самом бедном социальном слое населения, которое и является основным участником такого рынка, в России потребность в авто в разы больше, чем в США. Грубо говоря, в России на 1000 бедных приходится меньше подержанных машин, чем в США. Соответственно, и нужда больше.
Таким образом, ценообразование на товар в первую очередь зависит от соотношения количества товара и количества потребителей, нуждающихся в нем, имеющих возможность за него заплатить.
Возьмем некое условное общество. В нем 100 человек, представляющих 100% населения. Самый богатый имеет 100 рублей, середняк – 51 рубль, а самый бедный – 1 рубль.
То есть в условном рейтинге этого общества самый богатый занимает 1 место со 100 рублями капитала, а самый бедный, с 1 рублем, занимает последнее 100-е место.
Жирная диагональ показывает покупательную способность различных слоев населения. Все они, со своими капиталами, являются участниками рынка.
Теперь представим, что на рынке появляется 20 единиц товара. Естественно, что на всех его не хватит и, в конце концов, товар получат лишь 20 человек.
Ясно как день, что получат его те 20 человек, которые готовы будут заплатить за товар больше других. То есть начинает действовать принцип аукциона: кто готов заплатить больше, тот и получает продукт. Так что цена на товар установится на таком уровне, чтобы его могли купить именно 20 самых богатых. Но вот сколько именно должен стоить товар?
Раз в итоге его получат 20% самых богатых, то цена должна быть такой, чтобы, с одной стороны, его купили все эти 20 самых богатых, то есть занимающее места в нашем условном рейтинге с 1-е по 20-е, но не мог купить 21-й. Ибо в случае если цена понизится до 80 руб., то на него смогут претендовать одновременно и 20-й и 21-й в рейтинге. Это, в свою очередь, приведет к конкуренции покупателей за товар, соответственно, спрос превысит предложение, и тот, кто богаче, а именно – 20-й, предложит за него 81 рубль. В случае если цена будет выше хотя бы на рубль – 82 рубля за штуку, то самый «бедный» из этих 20 самых богатых, тот, у которого 81 руб., не сможет его купить. Тогда уже предложение превысит спрос, одна единица товара останется непроданной, и цену придется снизить до покупательной способности самого «бедного» из 20 богатых – 20-го, то есть до 81 руб. за штуку.
Таким образом, мы видим, что цена на товар, с одной стороны, должна быть выше покупательной способности 21-го в рейтинге, но, с другой, должна соответствовать покупательной способности 20-го.
[/url]
Как мы видим, цена установилась на уровне 81 руб. за единицу товара. Это минимальная цена, при которой 20 единиц товара купят все 20 самых богатых.
Таким образом, мы видим, что товар, рассчитанный на 20 человек из 100, в итоге продается по той цене, которую готов заплатить самый бедный из 20 самых богатых, то есть из тех, на кого товар рассчитан.
Так же как караван идет со скоростью самого медленного верблюда, так и соотношение спроса и продолжения устанавливает цену на товар на том уровне, который соответствует покупательной способности самого бедного представителя целевой группы (то есть той части населения, на которую рассчитан данный товар).