Для более полного понимания предыдущего примера представим, что если в нашем примере мы добавим еще 10 единиц товара, то по старой цене 81 руб. (рассчитанной на 20 человек) товар купят те же 20 человек. А 10 единиц товара останутся невостребованными. Ибо те, у кого не будет 81 рубля, чисто физически не смогут его купить
Но товар рассчитан уже на 30 человек, значит, и потребить его должны тоже 30 человек. Следовательно, цену на товар надо снизить до того уровня, что бы его смогли купить уже 30 самых богатых, то есть занимающие места в нашем рейтинге с 1 по 30-е:
[/url]
То есть теперь тот же товар будет стоить уже 71 руб. за штуку – столько, сколько у 30-го в нашем рейтинге, – и, таким образом, его смогут купить все 30 самых богатых (занимающие в рейтинге места с 1 по 30-е).
Точно так же можно посчитать, что товар, рассчитанный на 50 человек, должен будет стоить 50 рублей. Ну а если на рынке окажется 100 единиц товара, чтобы его смогли купить все 100 человек, он должен стоить 1 руб.
Кредит – это оптимизм, доведенный до абсурда
Однако данный пример показывает динамику соотношения спроса и предложения, что называется, в «чистом виде». В реальности существует дополнительный механизм продажи товара той части населения, которая выходит за пределы прямой покупательной способности, то есть способности купить товар напрямую. Этот механизм – кредит. С помощью кредита можно продать товар, не снижая цены, все большему количеству покупателей.
[/url]
Из этого примера видно, как при помощи кредита увеличивается продажа товара по старой и, фактически, завышенной цене. Завышенной, потому что цена на товар должна соответствовать прямой покупательной способности или уровню полного прямого потребления (то есть способности купить сразу за свои деньги) самого «бедного» покупателя из целевой группы. Раз мы имеем на рынке 30 единиц товара, то целевой группой являются 30 наиболее богатых. Значит, цена на товар должна соответствовать покупательной способности самого бедного из этих 30-ти, то есть 71 руб. Но в реальности цена остается на прежнем уровне – 81 руб. За эти деньги товар напрямую могут купить, как и прежде, только 20 человек, а остальные 10 вынуждены взять кредит.
Таким образом, с помощью кредита, наравне с прямой покупательной способностью и прямым потреблением, появляется косвенная покупательная способность (поскольку за товар сразу платит не покупатель, а кредитор) и косвенное потребление (то есть потребление, зависимое от внешних факторов, в данном случае – кредиторов). Товар берется в данный момент, продавец получает деньги сразу, а вот покупатель платит за тот же товар мало того что завышенную цену, так еще и больше нее – благодаря процентам, уходящим кредитору.
Как известно, аппетит приходит во время еды. Поскольку каждый отдельный капиталист видит только свою «поляну» и для него создается видимость того, что спрос продолжает расти, постольку он старается продать все больше и больше товара по завышенной цене. Хотя при увеличении количества товара цена должна начать снижаться, но благодаря кредитной системе (союз производителей с банками) удается поддерживать цены на более высоком уровне, нежели они должны были быть в «чистом виде» на уровне полного прямого потребления, исходя из прямой покупательной способности той части населения, на которую рассчитан товар. И чем дольше продолжается этот союз производителя и банкира, тем больше становится разрыв между рыночной завышенной ценой товара и уровнем полного прямого потребления или непосредственной покупательной способностью населения (то есть той, возможности купить товар сразу, которая должна быть, исходя из соотношения количества покупателей и товара).
В результате складывается ситуация, когда товара произведено намного больше, чем его могут купить по прямой цене (без кредита):