Закрыть. Нельзя модернизировать

29-07-2011 | Просмотров: 5 160

В ОП прошло совещание, посвященное обсуждению ситуации, сложившейся во Владикавказе вокруг завода «Электроцинк»

В Общественной палате РФ прошло совещание, посвященное обсуждению ситуации, сложившейся во Владикавказе вокруг завода «Электроцинк».

Открывая заседание, член Общественной палаты координатор программы «Экоответственность» Елена Тополева сообщила, что еще в марте 2010 года инициативная группа жителей г. Владикавказ обратилась в Общественную палату с просьбой помочь в противостоянии с заводом. Под обращением жители собрали пять тысяч подписей. «Кроме того, „Электроцинк“ лидирует по числу жалоб и обращений на горячую линию по проблемам экологии, работающую в Общественной палате», — сообщила Тополева. Она также напомнила собравшимся, что недавно активисты инициативной группы «Электроцинк». Чем мы дышим?" провели пикет возле здания Общественной палаты, а также возле информационного центра ООН.

«На встрече экологов с президентом я говорила, что ситуация с „Электроцинком“ может измениться в лучшую сторону, однако пока таких изменений не видно, более того, ситуация очень напряженная, люди больше не могут и не хотят жить в существующих условиях», — отметила член Общественной палаты.

Глава Комиссии по развитию гражданского общества Иосиф Дискин поддержал коллегу по Общественной палате: «Мы не готовы ждать еще несколько лет, ситуация на Северном Кавказе такова, что дальше ждать опасно». При этом он выразил надежду, что новые владельцы завода — ООО «УГМК-Холдинг» — предпримут срочные меры по решению проблемы загрязнения заводом окружающей среды в городе.

Директор по горному производству ООО «УГМК-Холдинг» Григорий Рудой, присутствовавший на совещании от имени руководства холдинга, в ответ немедленно заявил, что УГМК понимает всю меру ответственности и, учитывая, что завод очень старый, уже разработал целый ряд программ по модернизации цехов с особенно опасными для здоровья веществами. Однако при этом Рудой отметил, что в данном регионе, помимо «Электроцинка», работает порядка 800 предприятий, которые также наносят вред окружающей среде. Представитель холдинга предложил провести комплексное исследование и уточнить вред, вносимый каждым предприятием. УГМК готов выступить с софинансированием данного исследования, пообещал Рудой и добавил, что Общественная палата может предложить независимую организацию или лабораторию для проведения такого исследования и холдинг заранее согласен с выбором ОПРФ. Рудой также перечислил некоторые запланированные и проводимые УГМК мероприятия по снижению вреда, наносимого окружающей среде и здоровью людей «Электроцинком».

Елена Тополева сразу же предложила включить в эти планы и программы регулярные встречи и консультации с общественниками — активистами из числа местных жителей. Григорий Рудой согласился и на это.

Однако благостная картина всеобщего согласия была нарушена представителями той самой общественности из Владикавказа. Ольга Менчинская, кандидат наук, представитель Института минералогии, геохимии и кристаллохимии, рассказала собравшимся, что требуемые исследования уже были проведены, вред завода доказан и нет смысла еще раз тратить деньги на то же самое. «За рубежом такие предприятия в черте города не находятся, — пояснила Менчинская. — И какие бы меры ни предпринимал завод, ясно, что „белым и пушистым“ он не станет». По мнению ученого, завод необходимо вынести за черту города, поскольку он представляет опасность для здоровья жителей республики, половина которых проживает во Владикавказе.

Менчинскую поддержала представительница жителей Залина Каирова: «Президент объявил Северную Осетию туристическим кластером. Какие туристы поедут туда, где все отравлено — вода, воздух, почва? Если вы собираетесь вкладывать такие серьезные суммы в модернизацию, вложите их лучше в перемещение завода», — обратилась она к представителям УГМК-холдинга. Кроме того, Каирова выразила сомнение в реальной готовности УГМК выполнять обещания. По ее словам, новые хозяева завода уже обещали до 2007 года создать санитарно-защитную зону и не выполнили этого, обещали вывезти отходы, но и это также осталось не исполненным. Активистка потребовала от руководителей УГМК повесить на свой сайт текст предыдущего мирового соглашения по поводу «Электроцинка» и пояснить, какие пункты не были выполнены и почему. Это требование общественности поддержал и Иосиф Дискин, отметивший, что текст соглашения должен появиться на сайте УГМК в течение одной недели.

Эксперт Общественной палаты доктор медицинских наук Борис Ревич, который по заказу завода уже проводил серьезное исследование вреда, наносимого «Электроцинком» здоровью жителей, попросил руководство холдинга разрешения раскрыть конфиденциальные данные этого исследования, чтобы снять напряженность. Также, по мнению Ревича, помочь в нынешней ситуации могло бы не исследование, а станции автоматического контроля за состоянием окружающей среды, наподобие тех, что имеются в Москве и Санкт-Петербурге. «Предприятие прибыльное, пусть купит городу эту систему», — предложил Ревич. Он также высказал предложение оснастить детские поликлиники специальными приборами для анализа крови и определение наличия в ней тяжелых металлов. Григорий Рудой сообщил, что предприятие уже купило два таких прибора и поддерживает идею установки станций автоматического контроля. Завершая свое выступление, Борис Ревич еще раз напомнил представителям холдинга о том, что нужно и очень важно регулярно общаться с народом.

Заместитель начальника Управления мониторинга окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Юрий Пешков, обращаясь к руководству холдинга, заявил о необходимости давать в режиме он-лайн информацию с результатами производственного контроля, «чтобы люди не задавали вопросов». «Поставьте датчики на свои трубы и давайте открыто их информацию», — посоветовал он. Пешков также признал, что в загрязнении воздуха в городе большей частью повинен автотранспорт — и во Владикавказе, и в любом другом мегаполисе. Однако сбросы в реку, где зафиксированы превышения по многим показателям, в том числе свинца и фенола, по мнению ведомства, явно принадлежат «Электроцинку».

Депутат Парламента РСО-Алания Мадина Гуриева была категорична: по ее мнению, завод реконструкции не подлежит. «Ставьте на новом месте, по стоимости это будет то же самое, — обратилась она к Рудому. — Осетины не любят митинговать, но однажды у народа терпение заканчивается»...

В ответ Иосиф Дискин предложил Парламенту Северной Осетии самому рассмотреть вопрос с «Электроцинком» и принять решение. По мнению Дискина, в первую очередь проблемой должны заниматься власти республики — законодательная и исполнительная, и это вполне им по силам.

Представитель Роспотребнадзора Андрей Гуськов внес важные уточнения: по его словам, есть два направления работы — накопленный почти за сто лет деятельности завода ущерб, а также современная работа предприятия. «Историческое наследие» требует прежде всего рекультивации почв, что же касается нынешних аварийных и плановых выбросов, то здесь речь идет о контроле за загрязнением воздуха. «У нас есть график первоочередных мероприятий, мы обследуем детей, какая-то работа ведется, — сообщил Гуськов. — Но ее, безусловно, нужно усилить». Предварительные итоги обсуждения подвел председатель совета московской осетинской общины Валерий Каболов. «Прозвучали две крайне противоположные точки зрения: закрыть завод, перенести его за пределы города или даже республики и — продолжать бесконечно изучать направления модернизации, а предприятие тем временем будет продолжать работать. Экономически модернизироваться заводу невыгодно, и он может уйти отсюда, оставив нам весь мусор, загрязненные почвы и воду. Если государство готово разделить с заводом бремя ответственности за ликвидацию всех этих последствий, тогда решение проблемы есть», — заявил Каболов. Он также добавил, что если государство устранится от принятия мер, то «мы будем требовать от парламента радикальных решений».

О необходимости вывода завода с территории города говорил и президент Экологического Клуба «Согласие» Анатолий Чургель. «Нужно принимать меры на уровне власти Российской Федерации, — считает эксперт, — иначе это уже воспринимается как геноцид осетинского народа».

Как один из вариантов решения проблемы член Общественной палаты РСО-А Сослан Гатуев предложил создать специальный эко-фонд и аккумулировать в нем средства на ликвидацию вреда от «Электроцинка». Он также призвал руководство УГМК опубликовать доклад Ревича, чтобы «не нагнетать напряженность». Гатуев также призвал холдинг платить налоги в бюджет республики, а не Свердловской области, чтобы у Северной Осетии были средства на проведение исследований и ликвидацию ущерба от деятельности предприятия.

Эксперт Общественной палаты Ольга Разбаш важнейшим итогом совещания назвала налаживание диалога между промышленниками и общественностью. Она также предложила создать при УГМК общественный совет, который бы имел возможность контролировать исполнение всех принятых и озвученных мер. Кроме того, Разбаш предложила провести эколого-экономическое исследование деятельности завода, чтобы понять, что делать с «Электроцинком» и на какие средства ликвидировать накопленный ущерб в случае его закрытия.

С частью предложенных мер Григорий Рудой согласился, другие обещал вынести на рассмотрение дирекции холдинга. В любом случае, отметила Елена Тополева, Общественная палата РФ намерена проконтролировать процесс исполнения взятых УГМК обязательств, а также продолжать диалог о судьбе "Электроцинка"с участием представителей власти Республики Северная Осетия-Алания.

Источник: ekocid.livejournal.com

Комментарии:

Оставить комментарий
Прекратит ли «Электроцинк» травить владикавказцев ртутью?

На производственных площадках металлургического завода «Электроцинк», который является дочерним предприятием Уральской горно-металлургической компании (УГМК), годами хранятся отходы ртути. Сколько сотен тысяч людей должны поплатиться здоровьем и жизнями, чтобы владельцы холдинга Искандер Махмудов и Андрей Козицын, а также генеральный директор завода Сергей Загребин наконец убрали опасные отходы за своей «дочкой»?..

ccылка на сайт http://sarmatiansofhistory24.wordpress.com/440-2/

Прекратит ли «Электроцинк» травить владикавказцев ртутью?

На производственных площадках металлургического завода «Электроцинк», который является дочерним предприятием Уральской горно-металлургической компании (УГМК), годами хранятся отходы ртути. Сколько сотен тысяч людей должны поплатиться здоровьем и жизнями, чтобы владельцы холдинга Искандер Махмудов и Андрей Козицын, а также генеральный директор завода Сергей Загребин наконец убрали опасные отходы за своей «дочкой»?..

ccылка на сайт http://sarmatiansofhistory24.wordpress.com/440-2/

Завод «электроцинк» – продавец смерти!

Мне всегда было интересно, насколько далека власть от реалий жизни простых граждан. В чем измеряется это расстояние? Из каких источников формируется мнение президента России по тому или иному вопросу? Ясно, что из докладов подчиненных структур. При формировании таких докладов, каждый, кто в нем участвовал и боится за свое место, «скорректировал» в нужном русле выложенный на стол президента доклад. Затем, вероятней всего, опираясь на ряд политических задач, администрация президента уже второй раз «фильтрует и корректирует» данные. Чтобы народ, а в потенциале избиратель, либо возмутитель спокойствия, проглотил информацию, сделал нужные выводы и успокоился, отложив вилы........

ccылка на сайт http://sarmatiansofhistory24.wordpress.com/440-2/