Ардабон. Часть 5. Отверженные - инженеры человеческих душ

22-09-2011 | Просмотров: 3 824

«Как метко выразился товарищ Олеша, писатели — инженеры человеческих душ»
И.В. Сталин (26 октября 1932 г. на встрече с советскими писателями в доме у Максима Горького)


В общем-то, правильно Сталин называл писателей инженерами человеческих душ. Я бы от себя добавил: не только писатели и поэты, но и все ученные, а так же все работники культуры творческого плана, в общем, все, чей жизненный путь связан со служением делу народного просвещения являются инженерами человеческих душ. Ведь именно в их руках, а точнее головах, весь багаж знаний о народе, о его истории, о его бытии. И кто как не они, в идеале, должны определять, что есть для данного народа благо, а что зло. Потому что, по идее, они ответсвенны за воспитание будущих поколений, формирование их мировоззрения и жизненной позиции. Но это, еще раз повторюсь, в идеале.

Мы же сегодня в Осетии, имеем совершенно другую реальность. Реальность, которую власть имущие стремятся замазать любыми средствами. Ибо та «элита», состоящая из людей творческих, бескорыстных, болеющих за свое дело душой, элитой в полном смысле слова, как раз и не является.

Они оказались выброшенными из активной жизни общества после краха СССР. Точнее, будучи лишены возможности влияния на происходящие процессы, научно-культурное сообщество Осетии вынуждено жить какой-то своей, отдельной жизнью. С остальным обществом по большому счету оно не связано. Более того, сам народ так же в течение почти 20 лет вынужденный только бороться завыживание, что бы просто существовать, в общем-то, и не нуждается в ученных «услугах».

Творческая «элита» Осетии сегодня пребывает в состоянии свадебного генерала, который правящему классу нужен только для престижа. Властители не душ, а «живота», о них вспоминают только по праздникам, или когда надо срочно доказать какие мы великие в истории и какой у нас огромный «национальный колорит», о том какме мы (и они в том числе) "духовно богатые".

Время от времени, мыже видим, как происходят различного рода заигрывания с творческой элитой нашего народа со стороны властьимущих. Потому что временами, все же,"элита" паразитическая нуждается в идеологической поддержке элиты духовной. Ведь как бы не стремились правящие классы давить на свой народ, и пытаться внушить ему необходимость своего существования, но завоевать у общества уважение, это дело очень сложное, а в случае Осетии, практически невозможное:

«…Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше „авторитета“, чем все органы родового общества, вместе взятые;, но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним».
Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»


Действительно, последнее предложение можно отнести и к нашей теме. Научная и творческая элита общества стоит внутри него самого. Она плоть от плоти своего народа. Она живет, в общем и целом, тем же, чем живет и все общество. Поэтому представители этой, можно сказать, «народной» элиты пользуются настоящим уважением, которое ими приобретено всей своей жизнью. И не удивительно, что правящий класс время от времени нуждается в том, что бы «примазаться» к такой народной любви.
В остальное же время, это две разные точки «над уровнем моря». Причем добраться до тех, кто сидит повыше практически не реально. Любое «прошение», будь то идея, программа или что либо подобное (а воспринимается оно именно как прошение), подаваемое в верхи представителями науки и культуры воспринимается как жужжание назойливых мух, мешающих доедать свой бутерброд с икрой (в нпшем случае пирог запиваемый аракой).

Действительно, зачем «среднестатистическому» ардабонцу сидящему либо на мешке «сделанных» денег, либо на престижном «бюджет распределяющем» месте, нужна наука? Место свое он занял либо по блату, либо за деньги. В этом случае совершенно ясно, что его уровень, как правило, не выше уровня того, кто его ставил. Это некий закон «блатной корпорации»: ставленник должен быть немного тупее, что б в аппаратных интригах не скинуть своего «благодетеля». Количество мозгов должно быть строго ограничено: его должно хватать на то, что бы нести куда положено и, что положено. Но для того, что бы повести «свою игру» этого минимума не хватит. Очень удобная система. Правда иногда, очень редко, она дает сбои. Исключения как известно есть везде и они лишь подтверждают правила.

Так вот, зачем этому нашему «ставленнику» заморочки с развитием науки? Зачем она ему? Что бы «расходовать» бюджетные деньги, высшая математика не требуется. И зачем ему понятия о культуре и этике, зачем ему научное развитие? У него есть свои «понятия», которые он знает не хуже, чем Ньютон свои три закона. Зачем ему знать о каких-то там музеях, исторических памятниках? Ему хватает того, что он «сын аланского народа и этим все сказано! ». А где, чего там сохранилось, значения не имеет, поскольку требует заботы, а значит реального расходования денег, которые пойдут не в его карман…
Вместо поддержки науки и образования мы видим постепенную деградацию и угасание последних островков высокой науки родом из советского прошлого. Раз научные изыскания не прибыльны, то правящему классу Осетии они не интересны. Точнее наука-то может быть и прибыльной, но ведь туда надо вкладывать большие средства и ресурсы, и долго ждать пока они «отобьются». Нужно уметь понимать, что к чему. Надо создавать систему воспитания молодежи в духе стремлений к знаниям, а не к «местам». Для этого «правителям» сами нужны и знания и опыт и профессионализм, каждого на своем месте. Однако таки сложные «требования» для современного правящего класса Осетии не приемлемы. Во-первых, тогда подавляющее большинство из них просто лишится своих, даже не мест – кормушек. Во-вторых, очень и очень сложно знать, что либо подобное, если сами понятия «знание и образование», в ИХ личные «понятия» не входят.

Вот и получается, что по большому счету, в современной Осетии не востребованы ни ученные, ни люди творческого плана. И молодежь в эти сферы жизнедеятельности, по большому счету, не идет. За очень редким исключением. Никто не хочет быть отверженным.

Но это не значит, что выхода нет. Что раз правящий класс Осетии паразитирует за счет народа, а «совесть нации» в забвении, то выхода нет. Не всегда элиты всесильны и бороться с ними совсем уж бесполезно.

В истории иногда бывают периоды, когда даже правящие классы оказываются заложниками объективных обстоятельств.


Продолжение следует…

Источник: Сослан Бероев

Комментарии:

Оставить комментарий