Понятие «кударец» значит „выходец из Кударского ущелья“. Именно таково изначальное значение этого термина. „Кударцами“, в широком значении этого слова, в Северной Осетии также называют всех закавказских осетин, что, конечно же, является ошибкой. Однако случайна ли эта ошибка? Действительно, почему именно „кударцы“, а не, скажем, „ксанцы“ или „дзауцы“?
Для ответа на этот вопрос, стоит отметить, что это исключительно северо-осетинское явление. На Юге „кударцами“ называют, как и полагается, только выходцев из Кударгома. Также важно то, что ни у южных осетин, ни у осетин Грузии не сложилось собирательного именования северян. Последнее обстоятельство интересно тем, что в досоветской литературе в Северной Осетии не фиксируется слово «кударцы» как обозначение южан, но, также как и сегодня, отмечается практика собирательного названия. Какой же она была?
В рассказе Арсена Коцоева «Четыре туальца» один из главных персонажей, выходец с Юга, рассказывает о своей встрече со стариком из Осетинской слободки Владикавказа: «Спрашивал [он] меня о жизни туальцев. Говорили и об общих фамилиях Северной и Южной Осетии». Это единственное упоминание „туальцев“ в произведении, не считая названия. Как становится ясным из контекста, под „туальцами“ у Коцоева понимаются именно южные осетины.
Может это ошибка автора? Посмотрим примечания к рассказу (мой вольный перевод):
Как представляется сегодня, для автора примечаний (Шамиль Джиккаев?) осталось загадкой, почему Коцоев упорно зовет южных осетин «туальцами». Судя по всему, это обстоятельство занимало его мысли, раз он он счел нужным отдельно остановиться на этом «противоречии».
Сам Коцоев долгое время проживал в Южной Осетии, скрываясь от властей за участие в крестьянских выступлениях. Отношения Юга и Севера были в центре его внимания, что и видно по вышеназванному рассказу, так что подобное обозначение не могло быть „ причудой “ или „ ошибкой “ автора.
***
Итак, мы поняли, что раньше южан на Севере называли «туальцы», но почему сейчас мы их называем «кударцы»?
Границей, как мне кажется, послужила Гражданская война, точнее, одно из её ключевых событий для нашего народа — геноцид в Южной Осетии и движение масс осетинского населения через хребет. В настоящее время у меня нет данных о составе той волны переселенцев, но косвенно мы можем о ней судить по тому, что основные очаги восстания пришлись на Кударгом и Дзаугом. Представители именно этих районов составляли большинство в потоке беженцев. Какое-то время переселенцы жили почти по всей Северной Осетии, пока в 1921 году не был основано селение Ногир. Цитата:
«Селение Ногир (Новая Осетия) основалось в 1921 году на левом берегу Терека в трех верстах от Владикавказа. Его образовали беженцы из Южной Осетии. Заселение шло быстро, почти молниеносно. Как только летом 1921 года, говорится в документе, южноосетинским беженцам стало известно постановление Окружного исполкома и его земельного отдела о том, что им отводится земля бывшего артполигона, "со всех сел Осетии стали стекаться беженцы на этот участок, устраиваясь в деревянных помещениях и отдаваясь целиком работе после пережитых ужасов. За два месяца (август - сентябрь) образовалось село в 476 дворов на берегу Терека, на месте, занимаемом прежде лагерем войск» (Б. П. Берозов, „Переселение осетин с гор на плоскость“, стр. 217-218).
Итак, в Северной Осетии образовывается компактное поселение южан, численностью в 7-8 тысяч человек. Внушительная по тем временам цифра. За время 1920-1922 г. происходили различные движения этого населения. Кто-то вернулся в Южную Осетию, кто-то осел в Ногире. Сегодня мы не можем сказать представители какого общества составляли большинство населения Ногира, но можно предположить, что уроженцы Кударского ущелья играли «первую скрипку». Например, основателем Ногира считается кударец Доментий Хугаев*. В результате возросших контактов с северянами, «ущельское» самоназвание кударцев вытеснило в устах северян слово «туалец». Скорее всего это произошло легко и быстро, т.к. понятие «кударец» полностью унаследовало роль слова «туалец». Последнее, сузив значение, стало обозначать (теперь и у северян) уроженца Туальского или Урс-Туальского ущелий, а первое расширило значение до синонима всех «закавказских осетин». Произошло полное замещение термина. С началом грузино-осетинской войны и гонений осетин в Грузии, началась вторая волна массового выселения за хребет. Тут же грузинские осетины (триалетские, кахетинские, панкисские и т.д.) впервые узнали о том, что они «кударцы». Обозначением переселенцев «первой волны» стали называть и переселенцев «второй». Даже сейчас осетины-беженцы из Грузии (т.н. «гамсахурдиевские», «гамсовские», «гамсики») и осетины из Южной Осетии для северян сливаются в один образ - «кударцев». Самим южным осетинам неизвестны никакие „обобщающие самоназвания“ себя они называют исключительно „ирæттæ“. Что и показывает название «Ног Ир», а не «Ног Туал».
*Даже сейчас представители кударской фамилии Хугаевых составляют большинство населения Ногира. Мои читатели насчитали в телефонном справочнике Ногира (2004 г.) 95 домов этой фамилии.