Почему мы зовём южан "кударцами"?

18-08-2014 | Просмотров: 6 630

Понятие «кударец» значит „выходец из Кударского ущелья“. Именно таково изначальное значение этого термина. „Кударцами“, в широком значении этого слова, в Северной Осетии также называют всех закавказских осетин, что, конечно же, является ошибкой. Однако случайна ли эта ошибка? Действительно, почему именно „кударцы“, а не, скажем, „ксанцы“ или „дзауцы“?

Для ответа на этот вопрос, стоит отметить, что это исключительно северо-осетинское явление. На Юге „кударцами“ называют, как и полагается, только выходцев из Кударгома. Также важно то, что ни у южных осетин, ни у осетин Грузии не сложилось собирательного именования северян. Последнее обстоятельство интересно тем, что в досоветской литературе в Северной Осетии не фиксируется слово «кударцы» как обозначение южан, но, также как и сегодня, отмечается практика собирательного названия. Какой же она была?



В рассказе Арсена Коцоева «Четыре туальца» один из главных персонажей, выходец с Юга, рассказывает о своей встрече со стариком из Осетинской слободки Владикавказа: «Спрашивал [он] меня о жизни туальцев. Говорили и об общих фамилиях Северной и Южной Осетии». Это единственное упоминание „туальцев“ в произведении, не считая названия. Как становится ясным из контекста, под „туальцами“ у Коцоева понимаются именно южные осетины.


Может это ошибка автора? Посмотрим примечания к рассказу (мой вольный перевод):


«ЧЕТЫРЕ ТУАЛЬЦА. В первый раз рассказ вышел в первом номере (1927) журнала „Фидиуæг“. (..) Неизвестно в каком году он был написан. Исходя из содержания текста, четыре друга [главных героя рассказа] не „туальцы“, а представители [всей] Южной Осетии.»

Как представляется сегодня, для автора примечаний (Шамиль Джиккаев?) осталось загадкой, почему Коцоев упорно зовет южных осетин «туальцами». Судя по всему, это обстоятельство занимало его мысли, раз он он счел нужным отдельно остановиться на этом «противоречии».


Сам Коцоев долгое время проживал в Южной Осетии, скрываясь от властей за участие в крестьянских выступлениях. Отношения Юга и Севера были в центре его внимания, что и видно по вышеназванному рассказу, так что подобное обозначение не могло быть „ причудой “ или „ ошибкой “ автора.



Всеволод Миллер, автор знаменитых «Осетинских этюдов», писал о своём предшественнике Андреасе Шёгрене: «Шёгрен не объясняет, почему он принял название „тагаурский“ для обозначения господствующего осетинского диалекта. Нужно думать, что вращаясь среди тагаурцев, которые, считая себя выше других осетинских обществ, конечно, и свой говор считают самым чистым.» Считая термин «тагаурский» сословным именем, Миллер предложил другой термин — «иронский». Чем это важно для нашей темы? Дело в том, что Миллер предложил иной методологический путь для формирования языковедческой терминологии — мнение самих осетин. Цитата: «Сами осетины, по нашему личному наблюдению, различают свои говоры следующим названиями: ирский (иронский), дигорский или дугорский и туальский». Миллер объясняет, что туальцы — это «Осетины по ту сторону Кавказа, соседящие с Грузинами».

***

На это месте, друзья, заканчивается объективная фактология, и начинаются субъективные рассуждения, подтверждения которым еще предстоит получить. На мой взгляд, Миллер, критикуя Шёгрена за рассмотрение «целого» (картины осетинских диалектов) через призму взглядов «частного» („тагаурцев“), делает то же самое. Цитата: «Текстов, записанных на южно-осетинском диалекте (туальском) в нашем собрании нет, так как нам не привелось быть в южной Осетии». Говоря о том, что Миллер смотрит на осетинскую диалектологию «осетинскими глазами», я имею имею ввиду то, что он сморит «северо-осетинскими глазами». Отсюда и фиксация реликта „туальцы“ как обозначения ВСЕХ южных осетин. Подробнее об истории осетинской диалектологии можно прочитать в статье Т. Камболова.



Итак, мы поняли, что раньше южан на Севере называли «туальцы», но почему сейчас мы их называем «кударцы»?

Границей, как мне кажется, послужила Гражданская война, точнее, одно из её ключевых событий для нашего народа — геноцид в Южной Осетии и движение масс осетинского населения через хребет. В настоящее время у меня нет данных о составе той волны переселенцев, но косвенно мы можем о ней судить по тому, что основные очаги восстания пришлись на Кударгом и Дзаугом. Представители именно этих районов составляли большинство в потоке беженцев. Какое-то время переселенцы жили почти по всей Северной Осетии, пока в 1921 году не был основано селение Ногир. Цитата:


«Селение Ногир (Новая Осетия) основалось в 1921 году на левом берегу Терека в трех верстах от Владикавказа. Его образовали беженцы из Южной Осетии. Заселение шло быстро, почти молниеносно. Как только летом 1921 года, говорится в документе, южноосетинским беженцам стало известно постановление Окружного исполкома и его земельного отдела о том, что им отводится земля бывшего артполигона, "со всех сел Осетии стали стекаться беженцы на этот участок, устраиваясь в деревянных помещениях и отдаваясь целиком работе после пережитых ужасов. За два месяца (август - сентябрь) образовалось село в 476 дворов на берегу Терека, на месте, занимаемом прежде лагерем войск» (Б. П. Берозов, „Переселение осетин с гор на плоскость“, стр. 217-218).

Доментий Хугаев*

Итак, в Северной Осетии образовывается компактное поселение южан, численностью в 7-8 тысяч человек. Внушительная по тем временам цифра. За время 1920-1922 г. происходили различные движения этого населения. Кто-то вернулся в Южную Осетию, кто-то осел в Ногире. Сегодня мы не можем сказать представители какого общества составляли большинство населения Ногира, но можно предположить, что уроженцы Кударского ущелья играли «первую скрипку». Например, основателем Ногира считается кударец Доментий Хугаев*. В результате возросших контактов с северянами, «ущельское» самоназвание кударцев вытеснило в устах северян слово «туалец». Скорее всего это произошло легко и быстро, т.к. понятие «кударец» полностью унаследовало роль слова «туалец». Последнее, сузив значение, стало обозначать (теперь и у северян) уроженца Туальского или Урс-Туальского ущелий, а первое расширило значение до синонима всех «закавказских осетин». Произошло полное замещение термина. С началом грузино-осетинской войны и гонений осетин в Грузии, началась вторая волна массового выселения за хребет. Тут же грузинские осетины (триалетские, кахетинские, панкисские и т.д.) впервые узнали о том, что они «кударцы». Обозначением переселенцев «первой волны» стали называть и переселенцев «второй». Даже сейчас осетины-беженцы из Грузии (т.н. «гамсахурдиевские», «гамсовские», «гамсики») и осетины из Южной Осетии для северян сливаются в один образ - «кударцев». Самим южным осетинам неизвестны никакие „обобщающие самоназвания“ себя они называют исключительно „ирæттæ“. Что и показывает название «Ног Ир», а не «Ног Туал».




*Даже сейчас представители кударской фамилии Хугаевых составляют большинство населения Ногира. Мои читатели насчитали в телефонном справочнике Ногира (2004 г.) 95 домов этой фамилии.



Источник: magas-dedyakov

Комментарии:

Оставить комментарий
Не надо нас обобщать, свиноеды, кто вас считает осетинами, никто кроме вас самих, да вас ненавидят и терпят пока, мимикраторы, с нетерпением ждут войны любой, лишь бы вас мародеров ловить и к стенке. Нация ИРОНЦЕВ и ДИГОРЦЕВ вырождается пьяное зачатие, смешанные браки с кем угодно только не с осетином, осечек не дает, ДЕБИЛ И ВЫРОЖДЕНЕЦ будет по любому. Полу иронец-дигорец женился ( вышла замуж) на полу руской-кударской смеси угадай кто ребенок. СОБЛЮДАЙТЕ ЗАКОН РИТА, ТЕЛЕГОНИИ , ИЗУЧАЙТЕ СЕКРЕТНУЮ СТАЛИНСКУЮ ИНСТРУКЦИЮ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВЫРОЖДЕНЦЕВ В ОРГАНЫ НКВД, 1938Г., НЕ ВЫХОДИТЕ ЗАМУЖ И НЕ ЖЕНИТЕСЬ НЕ НА СВОЕЙ НАЦИИ.
Я ТОЧНО НЕ ЗНАЮ ЗА БАШКИРОВ И НЕКОТОРЫХ, НО ТОЧНО ЗНАЮ ЧТО ОСЕТИНЫ (не гамсики) ЭТО НАЦИЯ, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЭТО НАРОДНОСТИ