В последние дни сайты информагенств запестрели неожиданными заголовками: «Госдума одобрила поправку, приравнивающую блогеров к СМИ», «Блогеров приравняли к прессе» и т.д. Формулировка странная. Есть закон «О средствах массовой информации», откуда мы можем понять, что такое СМИ в Российской Федерации, но кто такой блогер? И не лучше ли мне теперь называть себя Человек-паук "Человек-СМИ"? Для ответа на этот вопрос, стоит взглянуть на текст "закона о блогах".
Первое. Закон пока не имеет юридической силы. В силу он вступит только 1 августа (если, конечно, его подпишет президент).
Это значит, что есть еще время «отыграть назад». Для России это нормальная практика, когда «по многочисленным просьбам трудящихся», закон возвращается «на доработку».
Второе. Закон, по мысли депутатов, призван защитить нас от экстремизма и терроризма, поэтому принимается он в рамках т.н. «Антитеррористического пакета» законов. Правда не совсем понятно, где связь между блогами и терроризмом, но сделаем вид, что так и надо...
Третье. Впервые (не уверен, что не «впервые в истории») получило юридическое оформление понятие «блогер». За что я очень благодарен законодателям, ведь теперь, в преддверии пятилетнего юбилея своего блога, я уверено могу заявить, что я точно не блогер. Мир стал понятнее. Так кто же теперь блогер? Вот на этом стоит остановиться подробнее.
С 1 августа блогером в России является «Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет».
Проще говоря, я со своими своими 300-400 уникальными посетителями никак не дотягиваю до высокого звания «блогер», и меня, стало быть, все эти законодательные инициативы обходят стороной. Но не все так просто. Технически я имею три блога-тезки: «МД-ВКонтакте», «МД-Фэйсбук» и, основной, «МД-Живой Журнал», который я с недавних пор использую только для объемных текстов. И если хоть один из них перешагнет порог в 3 тыс. пользователей, то я обязан буду регистрироваться. Вообще не понятно, почему именно 3 тыс. а не 30 или, скажем 300? Как высчитывалась эта цифра? Если вашу страницу посещают 2999 человек в день, можете спать спокойно, но, если вас нашел трехтысячный, то добро пожаловать в элитный «блогерский клуб».
Есть еще одна проблема. Например, «Живой журнал» вообще с недавних пор предоставляет статистику только пользователям платных аккаунтов, т.е. следит за количеством посещений, я могу только за деньги. А ЖЖ — крупнейшая платформа для блогов в России, несмотря на его моральное устаревание. Теперь я, по новому закону, получается должен платить за возможность узнать: «А не блогер ли я часом?» Закон никак не регулирует политику предоставления информации о статистике посещений для пользователей.
Я уверен, что это будет еще уточняться в подзаконных актах, но на сегодняшний день под понятие «блогер», попадает практически любой сайт, который посещает больше трех тысяч человек. Непонятно, чем «блог» собственно отличается от просто сайта. На сегодняшний день, закон это не прописывает.
Четвертое... Блогер также теперь должен «проверять достоверность размещенной общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию». Ничего не говорится о ВОЗМОЖНОСТИ проверить информацию, о том, кто решает достоверна ли информация. У СМИ, особенно у крупных, есть возможности проверки публикуемой информации, но какая возможность есть у владельца личного дневника, чем, собственно, и являлся блог? С точки зрения закона, спрос с них теперь одинаковый. Законодатели не понимают, что интернет — не столько средство связи, сколько информационная СФЕРА. Ближайшая аналогия — это забор на котором написано «Иванов — дурак». Никому же не взбредет в голову проводить экспертизу Иванова для определения достоверности написанного. Хотя и забор, при желании, можно приравнять к СМИ, если мимо него за день проходит 3 тысячи человек. Плюс ко всему, «не допускается использование сайта или страницы сайта в сети „Интернет“ в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений». Что это значит? Будь я блогером, я должен был бы самостоятельно решать насколько опубликованные мной данные «общественно значимы». Это было бы абсолютно индивидуальным решением, т.к. нет, и быть не может каких-либо четких критериев определения «общественной значимости». Мало того, мне еще и вменяется в обязанность не скрывать «общественно значимые сведения». Как это будет выполнятся на практике, решительно непонятно.
«Не допускается распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам [...] профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями».
А если человек по политическим убеждениям фашист? Что если я распространил об этом информацию не с целью его «опорочить», а наоборот — возвысить, то меня надо наказывать? Или вот, допустим, другой гражданин — либерал, и я распространил об этом сведения ИМЕННО с целью его опорочить, то какое мне полагается наказание?
Зато блогер теперь имеет право «свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации». А пешеход имеет право «свободно ходить вперед, назад, боком и даже вприпрыжку, а также перемещаться любым другим способом в соответствии с законодательством Российской Федерации» борец-вольник имеет право «свободно делать захваты, проходы в ноги, суплексы, а также перемещать тело противника в пространстве любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации», ну и так далее.
Пятое. А какое наказание за нарушение данного закона?" Ответ: «Злоупотребление правом на распространение общедоступной информации [...] влечет за собой уголовную (!), административную или иную ответственность».
Шестое. «Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений». Нонсенс. Если предыдущая статья говорит о том, что у вас есть право «излагать [...] свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима», то следующая же статья ваше право вменяет вам в обязанность. Хочешь писать под псевдонимом? Будь добр, укажи свои ФИО, и пиши хоть под десятью псевдонимами.
Седьмое. «Блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» незамедлительно при получении решение суда, вступившее в законную силу и содержащее требование о его опубликовании на данных сайте или странице сайта». Теперь суд решает, публиковать вам его решение или не публиковать. Вот ЖЖ популярного писателя Джорджа Мартина, все творчество которого — сплошной «культ насилия и жестокости», есть и «порнография, вкупе с „нецензурной бранью“, прямо запрещенные законом. Каким образом российский суд будет добиваться от него публикации своего решения в случае чего, мне не понятно.
А теперь самое интересное. Собственно ради чего все и затевалось.
Восьмое. Роскомнадзор будет теперь осуществлять „мониторинг сайтов или страниц“ для создания реестра блогеров. Также он теперь вправе запрашивать у „блогеров и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра“. Блогер же обязан „предоставлять запрашиваемую информацию не позднее чем в течение 10 дней со дня получения запроса“. Так что если вы „трехтысячник“, лишний раз подумайте, стоит ли брать двухнедельный отпуск на каком-нибудь острове „вдали от цивилизации“. Хотя ваше присутствие может и не понадобится. Если вы, допустим, имеете блог в „Фейсбуке“, то по запросу Роскомнадзора, без решения суда, »Фейсбук" должен предоставить данные о вас. Что если «Фейсбук» откажется это сделать? «В случае неисполнения [...] в указанный в уведомлении срок обязанностей [...] доступ к информационным системам [...] до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи». Естественно, доступ будет ограничиваться тоже без решения суда. Я бы с удовольствием посмотрел, как это будет выполняться.
Девятое. Если у вас нет пресловутых «трех тысяч», то спите спокойно, но как только вы достигните этой цифры, ваш блог заносится в реестр, вашему провайдеру приходит уведомление "о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать блогера". «В течение трех рабочих дней с момента получения уведомления, [...] провайдер [...] обязаны предоставить данные, позволяющие идентифицировать блогера». Если провайдер заартачится, то его будут штрафовать. Штрафы для граждан от 10 тыс. до 30 тыс.р., для юридических лиц — от 50 тыс. до 300 тыс. р.
Десятое. Каковы выводы? С 1 августа в России лучше быть СМИ, чем блогером, т.к. у СМИ обязанности те же, но прав больше. У блогеров нет никакой защиты, как у журналистов, нет никаких «комитетов защиты блогеров» и т.д. Блогер теперь отвечает ЗА ВСЁ, написанное в его блоге, даже в комментариях. Теперь он обязан проверять весь контент блога на наличие «признаков экстремизма».
Теперь задумаемся. Почему нет никакой массовой паники по поводу этого закона? Потому, что никто не собирается его соблюдать. «Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет». Закон технически очень сложно исполнять, он неэффективен, бесцелен, бесполезен, он потребует много ресурсов, которые можно было бы направить на полезное дело. Поэтому применяться он будет точечно. Пострадают прежде всего блогеры, которые пишут на политические темы, если вы не входите в их число, то вы будете не интересны «компетентным органам». И все же, стоит быть осторожнее в высказываниях теперь, даже если закон будет применяться к одному из тысячи, нет никакой гарантии, что им не окажитесь именно вы.