Термин
«blog» происходит из сокращёния
web log - сетевой журнал. Другими словами сетевой дневник, интернет-журнал одного или нескольких авторов, состоящий из записей (постов), отсортированных в
обратном хронологическом порядке. Принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), который изобрел всемирную паутину. В 1993 году он разместил на своем первом сайте info.cern.ch список новых сайтов и ссылок на обновления браузеров. В 1998 году был составлен первый список блогов, а через год открылся первый портал portal.eatonweb.com, объединивший авторов сетевых дневников (блогеров).
Приступаем к вопросу «для чего нужен?». Казалось бы, ответ очевиден. Для того же, для чего нужен и обычный бумажный дневник. Ведь по сути блог - это электронный аналог обыкновенного бумажного дневника. Так-то оно, конечно, так, но есть ряд особенностей и отличий. Электронный сетевой дневник мало того, что во многом отличается от своего бумажного собрата, так это еще и настолько широкое понятие, что ответить на этот вопрос (для чего нужен?) вряд ли получится также однозначно как на первый (что это такое?). Разумеется, как и любой дневник, в сетевой дневник его хозяин может записывать историю своей жизни, интересующие его события, свои мысли, и прочую интересную и полезную для владельца дневника информацию. Основное отличие сетевого дневника от бумажного - доступность дневника другим пользователям сети. Вести закрытый для всех сетевой дневник не имеет особого смысла, т.к. такой дневник можно вести в любом текстовом редакторе и в оффлайне. Причем в таком случае не нужно ни занимать телефонную линию, при модемном соединении, ни платить за трафик при соединении через Интернет-линию. В то же время блоги сегодня ведут люди, которым бы никогда и в голову не пришло вести дневник на бумаге. Дело в том, что сетевой дневник - это не столько средство фиксации на носитель информации, сколько средство общения, обмена этой информацией между пользователями сети. Именно стремление людей к общению и сделало сетевые дневники таким популярным явлением. Как правило, автор сетевого дневника имеет возможность комментировать чужие дневники и получать комментарии к своим записям, быть читателем или активным участником любых сообществ (сообщество - это форма совместного ведения дневников). Быть блоггером сегодня не только модно, но часто и выгодно (есть способы, с помощью которых на своем дневнике можно зарабатывать немалые деньги, но это тема другой статьи). Важно не только иметь личный авторский сетевой дневник, который открыт для всеобщего обозрения или для друзей, но и быть активным посетителем других журналов. Помимо этого разработчики интернет-дневников добавляют к своим сервисам все больше и больше новых и полезных функций: фотоальбомы, хранилища ссылок, хранилища файлов; сравнительно недавно на сервисе liveinternet.ru в дневник была встроена анкета и резюме, которые пользователь может заполнять или не заполнять по своему усмотрению; и уже совсем недавно добавлена служба поиска одноклассников/однокурсников и служба поисков коллег и специалистов. К тому же, если для того, чтобы сделать свою домашнюю страничку, нужны были хотя бы базовые знания HTML, то ведение блога не требует никаких специальных знаний. Все это будет стимулировать рост популярности сетевых дневников и в дальнейшем. Самым популярным в рунете пока все еще остается знаменитый Livejournal.com (т.н. ЖЖ), на пятки которому наступает liveinternet.ru (т.н. лиру). Причем, в некоторых технических аспектах лиру, по-моему, уже перегнал своего основного соперника.
Если у Вас еще нет своего блога, настоятельно советуем Вам его завести. И вот увидите, через пару недель ведения дневника вопросы типа: «Зачем это нужно, вести свой сетевой дневник?» исчезнут сами собой.