Из Политической сводки № 16 неопубликованных писем, полученных редакцией газеты "Известия" 6-10 июля 1932 г.
Голод
№ 1. Москва, без подписи. Голод на Украине — это результат неумелой нашей политики. Ежедневно мы кричим о наших успехах, тогда как вокзалы переполняются беженцами голодающих республик. Целыми семьями побираются по городам. И этот ужас при всем желании не скроешь. По слухам, на Украине засеяно меньше, чем на 50 %, а это значит, что опять придется голодать. Я, уже раз пережившая весь ужас голода, не могу обойти этот вопрос молчанием. Что предпринимается, какая ведется борьба с голодом? Многие знали о том, что будет голод, но ничего не предпринимали, а наоборот, все делалось так, чтобы были именно такие результаты, иначе не занимались бы раскулачиванием, не подготовив заранее другого вида сельского хозяйства.
В чем наши успехи пятилетки? Не в том ли, что мы, как египетские фараоны, понастроили пирамиды — фабрики и заводы, которые за отсутствием сырья стоят. После целого дня тяжелого труда приходится ночевать на улице или под забором. Кругом люди раздеты, босые, с жуткими опухшими ногами.
Прошлогодний урожай наполовину остался на полях, а нынче голодаем. Овощей в прошлом году навезли в Москву и оставили под открытым небом, в результате все овощи погнили, и это потому, что своевременно не позаботились об овощехранилищах. Колхозную торговлю развернули, а что это нам дает?
Партия должна мобилизовать все силы на посев поздних культур с расчетом избавиться от голода в будущем году. Крестьяне не верят больше в декреты, в снижение сельхозналога, а бегут из колхозов, не сеют. Наши дети питаются гнилой картошкой и тухлой капустой, в результате такого питания вырастают жуткие рахитики. Мы не сумели предвидеть такую простую вещь, как нынешний голод, и как причину выставляем недород. Нужно было в первую очередь подумать о нашем хозяйстве, а не о раскулачивании, не подготовив другой прочной базы. Даже колхозную торговлю не сумели организовать как следует. Сельхозкооперация не имеет промтоваров, крестьяне вынуждены ехать за десятки верст, чтобы купить предметы первой необходимости.
№ 2. Город Орджоникидзе, командир (открытка). Читая ваши информации в разрезе сравнений с положением условий жизни трудящихся СССР, невольно коробит. Комментарии борьбы Бернарда Шоу за границей, помещенные 27 июня 1932 г. в «Известиях»2, меня невольно толкнули на эту корреспонденцию. Мне кажется, дипломатичнее было бы, если бы вы эти комментарии не печатали. Ведь всему СССР полуголод не только истина, но и физиологическое мучение. Что же вам хочется так изощряться во лжи, без того обывателями превращенную в формулу: «СССР — самая изолгавшаяся страна». Разве вам нужно доказывать о ужасном положении наших детей? Когда вы печатаете статью о падении рождаемости детей в Европе, там действительно есть люди, которые пекутся об этом, призывают к изжитию этого безобразия, а у нас и печатать этих ужасов не разрешается. Возьмите вашу статью «Свет и тени», в ней описывается детище СССР, а что видим — кошмар. Этот кошмар творится там, где сосредоточено внимание страны. А посмотрите туда, где нет этого внимания? Разве можно воспитывать специалистов у притолков, без бумаги, пособий и при полуголодном состоянии? Нет. Действительно, Бернард Шоу, вероятно, по своей слепоте не видел физически истомленных людей. А я видел. Сравните любого военного с рабочим, и вы увидите поразительную разницу. Пора осознать, что человек тоже машина, которая без топлива работать не может. И также глупо укреплять свою власть только на хорошо откормленной армии. Воевать будем все, а эти «все» голодают. Надо подумать и действительно бороться за человечность человека.
№ 3. Москва, без подписи. Почему УССР так голодает? Почему другие республики не знают такого ужасного голода. Чем объяснить, что хлеба нет в хлебородной стране, а в Москве на рынке хлеба сколько хочешь. Почему партия не ведет решительную борьбу с голодом? На Украине много людей умирает с голоду, но партия не хочет видеть того, что происходит с населением Украины. В настоящее время хуже стало, чем при царизме. Раньше хоть хлеб был, не забирали весь, как теперь забирают. На случай войны не будем защищать советскую власть.
№ 4. Бежецкий окр., Краснохолмский р., партиец. Неужели вам не надоело трепаться в каждой газете об одном и том же, что за границей голод, кризис, безработица и т.д. Бросьте эту дурацкую провокацию, и кто вам поверит, что за границей больше голодают, чем у нас. Выходишь из вагона и видишь печальную картину: толпа голодных и босых вылезает из вагонов, приехавшие за сотни километров, чтобы купить пуд-два ржи. И сколько не едешь, все та же картина.
№ 5. печать неразборчива, секретарь Песляк. Вашим статьям никто не верит, что у нас нет голода. У нас страшный, отчаянный голод, люди пухнут и умирают с голода. Как собак десятками хоронят без гробов. И это в стране, откуда до войны вывозили за границу хлеб, мясо и другие сельскохозяйственные продукты. На полях Украины ничего нет, все заросло сорняками и бурьяном. Больше половины земли осталось незасеянной. Свекла вся пропала. Раздеты, разуты и голодные колхозники не выходят на работу и уезжают кто куда. Вот когда у Джугашвили должна закружиться голова. Все, что мы предсказывали, — совершается. Колхозы разваливаются, крестьянские хозяйства разбиты, сахарные заводы перестают работать. Идет стихийная контрреволюция, и ГПУ ничего не сделает.
Зерно у людей забрали по 63 коп. за пуд, а хлеб в кооперативе продают по 2 руб. 20 коп. за фунт. Разве это не бандитизм? Мы только и видим депеши: «Нажми, отбирай все до зерна». И пьяная комсомольская ватага врывается по ночам в хаты, выбрасывает детей на мороз, калечит стариков и насилует женщин, и это, по словам Джугашвили, ударная бригада. Труд у нас везде принудительный. Зарплату наполовину высчитывают, все голодают или живут впроголодь, а от вашего общественного питания только катары желудка наживешь.
Источник: Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр. 58-64. М.: МФД, 2011. — 560 с.
Надеюсь, этих граждан не вычислили по айпишнику... И не зачистили, примерно так.
Песляк Анатолий Федорович
Родился в 1893 г. белорус; учитель. Проживал: Алейский р-н, г. т. Алейск, п..
Арестован 11 декабря 1937 г.
Приговорен: Особое совещание при НКВД СССР 3 февраля 1938 г., обв.: по ст. 58-2, 6, 11.
Приговор: ВМН. Расстрелян 17 февраля 1938 г.
Источник: uazdanlag