И снова эта дата… И снова боль и слезы на глазах… И все ярче разгорается в сердце обида от той несправедливости, от того обмана, в котором нас заставляют жить…
Словно марионетки во властных руках чинуш, обозленный народ перестал здороваться с братом, с соседом… С теми, с кем еще вчера их связывали крепкие узы дружбы и уважения. И мы, вынужденные жить в режиме информационной войны, воспринимаем все происходящее как должное, подменяя реалии предложенной псевдоправдой. Ведь именно под действием таких ложных образов мы стали воспринимать грузин врагами, а Грузию – чуждой нам страной. Совсем при этом забывая, что долгие-долгие годы они жили и живут с нами в мире и согласии. И хотят жить так и дальше. Жаль только, что прозападные правители, которым чужда всякая гуманность, встают у руля этого мощного закавказского государства и рушат все надежды народа на мирную жизнь…
Фашистско-националистический режим первого президента Грузии З. Гамсахурдия до самого своего свержения в начале 1992 года не был признан мировым сообществом. Многие мировые лидеры, равно как и международные правозащитные организации, прекрасно видели кровавые результаты деятельности этого режима, его преступную сущность.
Наибольший ущерб преступным режимом З.Гамсахурдия в Грузии был нанесен проживавшим в республике осетинам.
Так, из 169 тысяч осетин, проживавших в Грузии в начале 90-х годов (без учета осетинского населения проживавшего в самой Южной Осетии), в настоящее время осталось менее 30 тысяч.
Тысячи убитых и искалеченных, десятки тысяч ограбленных и изгнанных из своих домов и родной земли - вот рана, которую нанес государственный строй Грузии своим гражданам осетинской национальности. Сотни тысяч осетинских семей в период правления З. Гамсахурдия под угрозой убийств и других форм насилия, побросав имущество, в спешном порядке покинули Грузию. В основе всех этих преступлений лежит ненависть грузин к осетинам, поддерживаемая государственным режимом 3. Гамсахурдия, а затем и Э. Шеварднадзе.
К сожалению, до сих пор, а прошло уже почти два десятка лет со времени свержения преступного режима 3. Гамсахурдия, преступлениям того времени не дана правовая оценка. Преступники не наказаны, их жертвы не получили компенсаций за нанесенный ущерб. В Грузии не были изжиты фашистские проявления, по-прежнему имеет место дискриминация по национальному и конфессиональному признаку.
С приходом к власти М.Саакашвили, антиосетинская пропаганда и деятельность в Грузии вышла на новый качественный уровень. Отток осетинского населения из Грузии продолжался все эти годы, а после августа 2008 года речь уже идет о полном исходе осетин из страны. Особенно тяжело немногочисленной осетинской диаспоре пришлось во время и после грузинской военной агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года, где в отношении них была развернута настоящая травля.
В самой Грузии власти ведут политику таким образом, чтобы немногочисленная осетинская диаспора чувствовала себя виноватой за авантюру самого грузинского руководства и его унизительное поражение в августе 2008 года.
Обращаем внимание политических и правозащитных европейских структур на необходимость дать оценку массовым случаям нарушений прав человека, этническим чисткам и военным преступлениям, а также поддержать инициативы о международном судебном разбирательстве по событиям в Грузии 1991-2008 г.г. (процесса аналогичного процессу по бывшей Югославии).
История грузино-югоосетинского конфликта
С древнейших времен территорию сегодняшней Южной Осетии населяли предки осетин - ираноязычные племена скифов, сарматов и алан. Земля Южной Осетии никогда не входила в состав какого-либо грузинского государства, являясь частью племенного союза северокавказских иранцев, осуществлявших в период средневековья через этот регион свою политику в Закавказье. Неоднократно восточно-грузинские цари пыталась силой завладеть территорией Южной Осетии и установить там свой военно-политический контроль.
Тем не менее, Южная Осетия сохраняла реальную независимость от грузинских правителей, равно как не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия вплоть до вхождения в Российскую империю.
В 1774 году единая Осетия, не разделенная на Северную и Южную, вошла в состав Российской Империи.
Ориентировочно до 1830 года горная (Южная) Осетия оставалась вне сферы контроля российской царской администрации, хотя номинально считалась владением России. Фактическое присоединение Южной Осетии произошло в 1830 г. после военной экспедиции русских войск во главе с генералом Ренненкампфом. В 1843 году на территории Южной Осетии был образован Осетинский округ, в состав которого входила часть территории современной Российской Федерации. Административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским окружным начальником и начальником Горских народов.
ПЕРВЫЙ ГЕНОЦИД
После распада Российской империи в 1917 году, вышедшая из состава России Грузия предприняла попытку аннексировать территорию Южной Осетии против воли ее народа, что повлекло за собой волну выступлений протеста. Эти выступления перерастали в вооруженные восстания в различных политических центрах Южной Осетии - Корнис (1917), Цхинвал (1918), Джава, Рук (1920). Правовой основой этих выступления являлась Декларация прав народов России на самоопределение, принятая Советом Народных Комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года, предусматривающая право отдельных народов на отделение и образование независимого государства. Именно провозглашение этого права легло в основу процесса объединения российских губерний грузинскими меньшевиками, вывода их из состава России, и объявления в 1918 году о создании Грузинской демократической республики. Южная Осетия отказалась выходить из состава России и не приняла участия в выборах в Грузинский парламент, требуя в свою очередь признания права на свободный выбор. В свою очередь, делегаты и ответственные руководители районов Южной Осетии 28 мая 1920 года в обращении к Всероссийскому ЦИКу подтвердили волю трудовой республики заявив, что:
1. Южная Осетия - неотъемлемая часть Советской России;
2. Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании
непосредственно;
3. Посредственного вхождения в Советскую Россию через грузинскую или
иную республику, хотя бы и советскую, мы ни под каким видом не допускаем.
В ответ на это с 20 июня 1920 года Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистской Грузии, в результате которой были убиты 18 тысяч осетин и более 50 тысяч изгнаны на Север за кавказский хребет, территория республики была аннексирована.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
После установления в Грузии советской власти, Южная Осетия волевым решением руководства страны была передана в состав Грузинской ССР, а затем, 20 апреля 1922 года Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР была создана Юго-Осетинская автономная область. Однако автономия Южной Осетии носила во многом номинальный характер. Грузинское руководство проводило на территории автономии ассимиляторскую политику. Различными способами осетин вынуждали изменять свою национальную принадлежность.
В 1939 году на государственном уровне была совершена очередная попытка насильственной ассимиляции южных осетин - осетинская письменность, до того основывавшаяся на латинском алфавите, была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке.
Численность населения Южной Осетии перед второй мировой войной составляло 107 тысяч человек, а согласно переписи 1989 года уменьшилось до 99 тысяч человек.
В конце 1980-х годов в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского населения. Националистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшееся поддержкой руководства Грузии, выступило за насильственную ликвидацию национально-автономных образований в составе Грузинской ССР.
ВТОРОЙ ГЕНОЦИД
23 ноября 1989 года на столицу Южной Осетии город Цхинвал был совершен организованный президентом Грузии З. Гамсахурдия поход участников грузинского националистического движения. В первых рядах были руководители Грузинской ССР во главе с первым секретарем ЦК Компартии Грузии Гумбаридзе. Многотысячная колонна демонстрантов, численностью до 60 тысяч человек на более чем 400 автобусах и 3000 легковых машинах со стороны г. Тбилиси подошла к г. Цхинвалу. Это мероприятие официальные лица и средства массовой информации Грузии представили как попытку проведения мирного митинга в г. Цхинвале. Однако в числе участников похода на Цхинвал было несколько сотен вооруженных автоматическим оружием боевиков, имевшие конкретно карательное задание.
Не сумев войти в Цхинвал, грузинские вооруженные формирования обогнули город, взяв его в кольцо блокады. Все лица осетинской национальности, оказавшиеся на подконтрольной грузинам территории, захватывались в заложники и подвергались пыткам и издевательствам. За это время 5 человек было убито, более 400 человек получили телесные увечья и ранения, более 2000 человек были изгнаны из мест постоянного проживания, а их дома были разграблены и сожжены. Многочисленные обращения населения Южной Осетии к руководству СССР, Съезду народных депутатов СССР дать политико-правовую оценку указанным событиям остались без внимания.
В июне 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР объявил незаконными все юридические акты, принятые после советизации Грузии в 1921 году, а значит и сам акт о передаче Южной Осетии под грузинскую юрисдикцию. Незаконными были также объявлены Законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации.
8 декабря 1990г. состоялись выборы в Верховный Совет Республики Южная Осетия. Многочисленные наблюдатели из других республик СССР свидетельствовали, что они прошли без нарушений, со строгим соблюдением действующего законодательства.
В ответ на это 10 декабря 1990 года Верховный Совет Республики Грузия единогласно принял незаконное решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области.
11 декабря 1990 года грузинское руководство организовало провокацию на одной из центральных улиц города Цхинвала, в результате чего погибло три человека. Это происшествие послужило формальным поводом для введения в городе Цхинвале и Джавском районе республики чрезвычайного положения и комендантского часа. В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии, которые проводили обыска, незаконные аресты, осуществляли грабежи и убийства осетин, поджоги их жилых домов.
В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять меры к самообороне. Отрядам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из Цхинвала, после чего последние начали проводить свои карательные акции в сельских районах Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом и г. Цхинвал.
В результате грузинского террора только с 6 января по 1 сентября 1991г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек.
В рамках действовавшего в тот период закона «О порядке выхода союзных республик из состава СССР» 19 января 1992г. на референдуме народ Южной Осетии практически единогласно проголосовал за провозглашение независимости Южной Осетии и ее воссоединение с Россией.
В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника, расположенная вокруг города Цхинвала, начала интенсивные обстрелы жилых кварталов и учебных заведений югоосетинской столицы. Обстрелы продолжались до 13 июля 1992 года. В результате этих артиллерийских обстрелов погибли сотни женщин, детей и стариков.
20 мая 1992 года было совершено одно из самых чудовищных преступлений - на объездной Зарской дороге грузинские военные расстреляли в упор колонну машин, перевозивших беженцев из осажденного Цхинвала - женщин, стариков и детей осетинской национальности. На месте было убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет. Незадолго до этого у селения Ередви грузинскими военными формированиями были заживо похоронены 12 мирных жителей, следовавших на автобусе в Цхинвал.
29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости.
24 июня 1992 года в Сочи подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.
14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.
С ноября 1989 года по июль 1992 года в результате агрессии Грузии против Южной Осетии погибло свыше 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропало без вести, свыше 40 тысяч человек вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию, свыше 100 осетинских сел было сожжено.
В соответствии с международными нормами истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде, считается одним из тягчайших преступлений против человечества и квалифицируется как геноцид.
В данном случае имеют место факты целенаправленного истребления народа Южной Осетии правительством Грузии в 1920-1921г. и 1989-1992г.
Стремление народа Южной Осетии к объединению с Северной Осетией в составе Российской Федерации законно и нацелено на реализацию права на самоопределение как коллективную форму прав и свобод человека, оправдывается всей послевоенной практикой воссоединения «разделенных» народов.
Юридические основы
В начале 90-х годов, после разразившегося экономического и последовавшего за ним политического кризиса руководство Советского Союза осознало, что в прежнем виде сохранить страну не представляется возможным. В этой связи, на высшем государственном и законодательном уровне был разработан и принят т.н. «Закон о порядке выхода союзных республик из состава СССР» описывающий процедуру выхода национальных республик из состава Союзного государства.
В соответствии с положениями этого закона, Союзная Республика могла выйти из состава СССР, выполнив ряд процедур, а именно, провести национальный референдум, закрепить его результаты в республиканском парламенте и лишь затем, предпринимать шаги по выходу из Состава государства.
Для союзных республик, имеющих в своем составе территории с национальными меньшинствами - автономии, предусматривалась более сложная двухуровневая процедура.
Именно такой союзной республикой и являлась Грузия, имевшая в своем составе две национальные автономии – Абхазию и Южную Осетию.
В рамках указанного закона, в национальных автономиях референдум и подсчет голосов должен был осуществляться отдельно от основной территории союзной республики. Результаты проведенного референдума в автономиях также закреплялись их парламентами и являлись уже основанием для выхода национальных территорий из состава союзной республики.
Граждане Южной Осетии и Абхазии воспользовались своим законным правом, провели соответствующие референдумы, подтвердили их результаты в автономных парламентах, заявили о своем выходе из состава Грузии и воссоединении с Россией. Это законное желание абхазов и южных осетин по выходу из состава Грузии вызвало крайнее возмущение грузинского руководства, которое не пожелало распространять действие закона на свои автономии и предприняло шаги уже по силовому присоединению отошедших территорий. Одновременно с этим грузинское руководство объявило незаконными все не выгодные ему законы, принятые в советский период. При этом, следует обратить внимание, что Южная Осетии была включена в состав Грузии законодательными актами, подписанными именно в советский период.
Таким образом, нежелание Грузии разрешать проблемы в правовом поле, в рамках действовавших законов, привело к почти 20-и летнему ее вооруженному противостоянию с Южной Осетией и Абхазией и дестабилизации обстановки во всем регионе.
Источник: bulochnica