Концепция национальной политики КБР

1-02-2012 | Просмотров: 6 917

кбр


Концепция национальной политики Кабардино-Балкарской Республики (далее – Концепция) представляет собой систематизированную совокупность политико-правовых, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан в области развития межэтнических отношений.

Согласно Концепции объектом национальной политики является сфера межэтнических отношений и этнокультурного развития граждан, проживающих в республике. Концепция определяет цели, задачи, основные направления государственной политики для удовлетворения этнокультурных потребностей граждан, проживающих в республике.
Концепция строится на основе двух правовых составляющих – федеральной и республиканской – с учетом общепризнанных принципов и норм международного права: «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» Совета Европы (1950 год), Международного пакта «О гражданских и политических правах» (1966 год), Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 год), Декларации «О правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным или языковым меньшинствам» Организации Объединенных Наций (1992 год) и Рамочной конвенции «О защите национальных меньшинств Совета Европы» (1995 год).
Федеральная составляющая включает Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Федеральный закон от 5 декабря
2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», а также Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».
Республиканская составляющая включает Конституцию Кабардино-Балкарской Республики, Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 16 января 1995 года № 1-РЗ «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики».
Концепция опирается на осознание исторических традиций представителей проживающих в республике народов, природно-климатических и естественно-экономических условий, социально-психологических и культурно-бытовых особенностей их жизни, геополитического и национального окружения, опыта взаимоотношений с соседними субъектами Российской Федерации. Она отражает этноисторические особенности и современную этносоциальную ситуацию в Кабардино-Балкарской Республике.
Концепция нацелена на обеспечение социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, развитие традиций межэтнического согласия и гражданского мира, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения граждан, проживающих в республике. Она призвана служить ориентиром для всех ветвей власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в деле решения задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина, выработки и реализации целевых проектов и программ, затрагивающих сферу национальной политики.

I. Особенности, современное состояние и основные тенденции развития национальной политики Кабардино-Балкарской Республики

Кабардино-Балкария – многонациональная и поликонфессиональная республика, где проживают представители более 100 национальностей.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Кабардино-Балкарской Республике проживают 901,5 тыс. человек, в том числе кабардинцы – 498,7 тыс. человек, русские – 226,6 тыс. человек, балкарцы – 105,0 тыс. человек, осетины – 9,845 тыс. человек, турки – 8,770 тыс. человек, украинцы – 7,592 тыс. человек, армяне – 5,342 тыс. человек, корейцы – 4,722 тыс. человек, чеченцы – 4,241 тыс. человек, татары – 2,851 тыс. человек, азербайджанцы – 2,281 тыс. человек, лакцы – 1,8 тыс. человек, грузины – 1,731 тыс. человек, карачаевцы – 1,273 тыс. человек, белорусы – 1,194 тыс. человек, евреи – 1,088 тыс. человек.
Кабардино-Балкарская Республика в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, основанном на единстве его равноправных народов. Ее внешние связи и внутренняя политика в значительной степени нацелены на решение национальных вопросов, организацию полноценной национальной жизни в республике и содействие национальному прогрессу за ее пределами.
Особенностью Кабардино-Балкарии являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которых характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций этносов, проживающих на ее территории. Ведущую роль в данном процессе играют представители кабардинского, балкарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в республике.
Кроме этого, заметное влияние на формирование и реализацию национальной политики республики оказывает наличие живущих в ней диаспор других народов, также нуждающихся в соответствующем государственном обеспечении своих этнокультурных и национально-образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.
Все эти обстоятельства в совокупности учитываются в процессе разработки и реализации национальной политики в республике.
За последние десятилетия в результате активизировавшихся миграционных процессов сформировались относительно многочисленные (по несколько тысяч человек) группы выходцев из бывших союзных республик (украинцы, азербайджанцы, армяне, грузины), несколько меньшие по численности (по несколько сотен человек) национальные группы выходцев из иных субъектов Российской Федерации, а также дальнего зарубежья (турки, корейцы и другие).
Нынешнее состояние межнациональных отношений в Кабардино-Балкарской Республике в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий. На территории современной Кабардино-Балкарии исторически сложился позитивный характер этноконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населяющих республику народов сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального согласия и сотрудничества, закрепившиеся в качестве прогрессивных традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовать влияние национал-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.
Подъем национального самосознания в конце 1980-х – начале 1990-х годов национального самосознания, связанный с общей либерализацией государственной и общественной жизни, привел к усилению процессов этнокультурного возрождения представителей проживающих в Кабардино-Балкарской Республике народов. В этих условиях проблемы, связанные с обеспечением паритетности функционирования государственных языков республики, культурно-духовным развитием представителей различных народов, гармонизацией межнациональных отношений, приобрели в республике новое звучание.
На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике сложилась определенная система взаимодействия в сфере этноконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям.
В республике создаются необходимые условия, способствующие возобновлению строительства культовых объектов традиционных конфессий, что открывает новые возможности для духовного развития общества. В этих условиях в республике возрастает понимание необходимости дальнейшего усиления политики многокультурности как важнейшего условия социально-политического объединения и развития представителей проживающих в республике народов.
Вместе с тем трансформация этнической структуры населения республики в сторону ее усложнения, переход к новым формам экономики, иным социальным и общественно-политическим условиям обусловили целый ряд актуальных проблем, среди которых адаптация мигрантов, складывающееся социально-экономическое неравенство между представителями различных народов и проявление различий в доступе людей разных национальностей к социально-политической сфере. Одновременно на них накладываются процессы глобализации, для которых характерны противоречивые тенденции взаимодействия локальных и глобальных культурных ценностей.
II. Принципы национальной политики Кабардино-Балкарской Республики
Основными принципами национальной политики Кабардино-Балкарской Республики являются:
целостность государственности и административно-территориального устройства Кабардино-Балкарской Республики в составе Российской Федерации;
равенство прав и свобод граждан вне зависимости от этнической, религиозной, расовой и иной принадлежности;
единство российской гражданской идентичности, ее развитие на основе общих гражданских, культурных и духовно-нравственных ценностей;
решение межэтнических конфликтов в рамках федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики;
запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды к другим народам и представителям других религий;
открытость и гласность национальной политики;
сотрудничество с субъектами Российской Федерации в сфере реализации национальной политики и решения проблем соотечественников.
III. Основные цели и задачи Концепции
Цели Концепции:
обеспечение мира и согласия, снижение межэтнической напряженности в Кабардино-Балкарской Республике;
укрепление российской гражданской идентичности.
Задачи Концепции:
совершенствование законодательства Кабардино-Балкарской Республики в сфере национальной политики, в том числе регулирующего отношения с соотечественниками за рубежом;
совершенствование системы координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики в сфере национальной политики;
гражданская консолидация, сохранение и развитие общероссийской и этнической культуры народов, населяющих Кабардино-Балкарскую Республику;
укрепление государственности и обеспечение всестороннего развития республики, реализация ее представительства на межрегиональном, общероссийском и международном уровне;
повышение роли науки в исследовании и прогнозировании межэтнических противоречий в Кабардино-Балкарской Республике;
поддержка деятельности национально-культурных центров, казачьих обществ Кабардино-Балкарской Республики и общественных объединений, реализующих меры по развитию самобытной культуры народов республики;
противодействие идеям радикализма и экстремизма, направленным на нарушение конституционного строя и административно-территориального устройства Кабардино-Балкарской Республики, возбуждение социальной, национальной, расовой ненависти, религиозной розни, оскорбление чести и достоинства по этническому признаку;
совершенствование экономических, социальных и правовых условий для сохранения и развития родного языка и национальной культуры соотечественников, проживающих за рубежом, а также их связей с Кабардино-Балкарской Республикой;
создание условий для эффективной социально-правовой и культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике с целью их оптимальной интеграции в общество Кабардино-Балкарской Республики.
IV. Основные направления национальной политики в Кабардино-Балкарской Республике
Реализация национальной политики в республике строится на основе создания оптимальных условий и механизмов для эффективного решения этнокультурных задач, участие в формировании и обеспечении которых принимают органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные организации и население.
Органы государственной власти принимают законы и издают подзаконные акты, регулирующие национальные и религиозные отношения, разрабатывают программы этнокультурного развития, обеспечивают необходимыми ресурсами и организуют их выполнение.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для участия в реализации национальной политики общественных организаций и отдельных граждан, оказывают содействие деятельности благотворительных структур и частных лиц, заинтересованных и участвующих в развитии культур народов, проживающих в республике.
Деятельность в области реализации национальной политики охватывает следующие направления.
В государственно-правовой сфере:
осуществление прогнозирования и государственного регулирования процессов национальной жизни;
совершенствование политико-правовой базы национальной политики Кабардино-Балкарской Республики;
создание условий для полноценного участия граждан всех национальностей (как лично, так и через различные общественные и национальные культурные объединения) во всех сферах общественной жизни республики;
координация усилий всех ветвей и уровней власти республики, нацеленных на реализацию национальной политики;
организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по развитию этнических культур, совершенствованию межэтнических отношений, государственных языков Кабардино-Балкарской Республики и родных языков представителей других народов, проживающих в республике, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на межэтнической и религиозной почве;
контроль за соблюдением законодательства о защите прав человека, национальной чести и достоинства граждан;
предупреждение и разрешение возможных споров, претензий, конфликтующих сторон на основе выработки согласительных процедур, принятия законов и иных нормативно-правовых актов;
принятие мер в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, а также федеральным и республиканским законодательством в отношении лиц и организаций, включая средства массовой информации, разжигающих межнациональную рознь, оскорбляющих национальные чувства граждан, способствующих насаждению экстремисткой психологии.
В социально-экономической сфере:
согласование республиканских и муниципальных программ социально-экономического развития с целью и задачами национальной политики Кабардино-Балкарской Республики;
содействие в удовлетворении экономических потребностей этнических общин и их членов в соответствии с их традиционной хозяйственной занятостью и сложившимся укладом жизни;
поддержка в развитии народных промыслов и ремесел, промысловых объединений и мастерских прикладного художественного творчества;
содействие развитию частной и общественной инициативы в сфере производства национальной утвари, предметов обихода, костюмов, обрядовых украшений, сувениров и изделий искусства народных умельцев;
учет интересов, опыта ведения традиционных форм хозяйства национальных групп при разработке планов, проектов и программ экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
создание и восстановление национально-культурных, социально-бытовых и культурных объектов, их благоустройство и общественное использование;
совершенствование социально-бытовой инфраструктуры в местах компактного проживания представителей разных народов с целью выравнивания уровня жизни различных этнических групп населения;
создание условий, способствующих вовлечению представителей этнических общин в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющихся их исторической родиной.
В духовно-культурной, информационной и научной сферах:
создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на родных языках в зависимости от потребностей представителей народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике;
создание условий для деятельности в республике профессиональных и народных художественных коллективов, представляющих культуры проживающих в Кабардино-Балкарской Республике народов;
сохранение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного наследия представителей народов, проживающих на территории республики, развитие краеведения и музейного дела, популяризация знаний об истории и культуре, взаимовлиянии и взаимодействии представителей проживающих в Кабардино-Балкарии народов;
содействие созданию этнических культурных центров в местах компактного проживания соотечественников за пределами республики;
поддержка деятельности этнических объединений в реализации их культурных программ со стороны органов государственной власти и местного самоуправления;
создание условий для сохранения и развития национальных культур, языков, образования и воспитания;
обеспечение функционирования государственных языков Кабардино-Балкарской Республики;
воспитание молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике и других;
содействие духовному развитию населения республики;
постоянное совершенствование системы подготовки преподавательских кадров, ведущих обучение на языках народов, проживающих в республике.
V. Механизмы реализации национальной политики
Общественно-политическая и социально-экономическая значимость проблем в сфере национальной политики обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом. Программно-целевой метод обеспечит высокий уровень межведомственной координации и взаимодействия при выработке и реализации национальной политики, позволит обобщить и дополнить систему мер социально-экономического и общественно-политического развития республики в целом, создаст завершенную и слаженную систему развития межэтнических отношений в Кабардино-Балкарской Республике.
Реализация Концепции предполагает использование следующих механизмов (методов):
информационно-пропагандистская деятельность через средства массовой информации;
организация и проведение массовых культурных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание граждан, формирование у них нравственных, эстетических и моральных норм поведения;
внедрение в средние общеобразовательные школы, начальные, средние и высшие учебные заведения профессионального образования современных просветительских программ по формированию культуры поведения и толерантного сознания у детей, подростков и молодежи;
развитие общественно-государственного партнерства в области национальной политики;
осуществление мер противодействия шовинизму, ксенофобии и национализму в общественном сознании, электронных и печатных средствах массовой информации, а также научной литературе;
научное исследование и мониторинг состояния межэтнических отношений.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции направлена на достижение следующих результатов:
создание единой государственной системы организационных, правовых, образовательных, просветительских, культурных, материальных, научных и методических мер, направленных на развитие самобытности народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике;
реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня ксенофобии, шовинизма, национализма и предупреждение межэтнических конфликтов;
снижение социальной напряженности в обществе, повышение уровня позитивного социального самочувствия народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике;
повышение уровня влияния органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики на межэтнические отношения;
укрепление мира и согласия в Кабардино-Балкарской Республике;
развитие самобытной культуры народов, проживающих в республике, формирование толерантного сознания граждан;
создание общественно-политических условий для сохранения и развития российской гражданской идентичности;
удовлетворение культурных и образовательных потребностей соотечественников за рубежом, укрепление связей с Родиной;
укрепление российской гражданской идентичности;
повышение инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики;
Достижение указанных результатов предполагает разработку и утверждение на основе настоящей Концепции республиканской целевой программы «Гармонизация межэтнических отношений и укрепление толерантности в Кабардино-Балкарской Республике».
VII. Основные индикаторы и показатели Концепции
Основные индикаторы и показатели реализации Концепции:
снижение уровня ксенофобии, шовинизма и национализма в обществе;
рост уровня доверия к органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
рост числа научных исследований и научно-практических разработок по проблемам межэтнических отношений;
рост инвестиционного рейтинга Кабардино-Балкарской Республики.
VIII. Организационное обеспечение Концепции
К реализации задач национальной политики Кабардино-Балкарской Республики привлекаются Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики, политические партии, учреждения культуры, образования и науки, общественные объединения и другие некоммерческие организации, а также население.
Государственное управление и контроль за реализацией национальной политики Кабардино-Балкарской Республики осуществляет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.

Источник: chinovnik2010


Теги: кбр

Комментарии:

Оставить комментарий