Церковная месть десятилетней выдержки

27-12-2011 | Просмотров: 7 547

Примерно месяц назад в Северной Осетии разразился церковный скандал. Указом Епископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы (Остапенко) наместник Аланского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрит Антоний (Данилов) буквально в одночасье был лишен должности наместника монастыря и направлен для прохождения дальнейшего послушания в Дагестан.
Стандартное и, казалось бы, исключительно внутрицерковное решение стало причиной серьезного церковного и общественно-политического кризиса, разделившего единственную православную республику на Северном Кавказе на сторонников и противников архиерея.
Тысячи верующих встали в буквальном смысле этого слова на колени, умоляя епископа Зосиму отменить свое решение. Светская власть, отдавая себе отчет в том, какие последствия повлечет за собой раскол православного большинства, позволила себе напомнить священноначалию РПЦ о том, что было бы неплохо при принятии кадровых решений учитывать специфику региона, настроения граждан, а также назначать на должности людей, имеющих адекватное представление об окружающей их действительности.

Спустя неделю после протестов, просьб и увещеваний, при непосредственном участии Московской Патриархии конфликт вроде бы удалось разрешить. Или так тогда казалось. Архимандрит Антоний был оставлен в Осетии, а власти республики согласились на дальнейшее присутствие епископа Зосимы в качестве главы церковно-административной единицы. При этом главной задачей к всестороннему удовольствию было названо установление мира. Однако уже следующая неделя показала, что надежды властей и общества, выступивших с консолидированной позицией, оказались преждевременны. По своему возвращению из Москвы епископ Зосима не только не отменил свой указ, но предпринял все шаги для того, чтобы вновь максимально обострить ситуацию. Более того, у многих сложилось впечатление, что епископ и его окружение специально пытаются спровоцировать угрозами и клеветой часть верующих на ошибочные действия, которые потом можно было бы назвать хулиганскими. И делают они это сознательно и целенаправленно оскорбляя национальные и религиозные чувства, публично унижая людей. Такого в Северной Осетии не было еще никогда.
Все это заставляет попытаться еще раз разобраться в истинных причинах и мотивах, побудивших епископа издать свой печально известный указ, попытаться понять, что или кто движет человеком, сумевшим за пару месяцев сделать практически невозможное – создать на Северном Кавказе очаг христианской нестабильности.

В далеком 2001 г. году настоятель Свято-Успенского мужского монастыря архимандрит Антоний (Данилов) вынужден был обратиться в Епархиальный совет с просьбой рассмотреть непристойное поведение иеромонаха Гаийа (Битиева) и иеромонаха Иоанна (Дзускаева), которые игнорируя Устав монастыря, распоряжения правящего архиерея – митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, попытались захватить в монастыре власть.
После рассмотрения дела на Епархиальном совете было принято решение о переводе иеромонаха Гаийа (Битиева) в другой монастырь и о запрете в служении Иоанна (Дзускаева). Последний, восприняв решение митрополита Гедеона как личное оскорбление, ушел из монастыря и женился. Однако, обида и желание отомстить своему настоятелю не оставляла их все эти годы.

И вот такой случай представился в 2011 г., когда в процессе создания новой Владикавказской-Махачкалинской Епархии новому архиерею, стараниями Общественного совета (!!!), т.е. общественной организации, которая по определению не имеет права вмешиваться в дела, касающиеся церковной кадровой политики, было предложено вернуть на Родину бунтаря Гаийа и расстригу Вадима. И вот епископ, несмотря на предостережения своего предшественника архиепископа Феофана, считавшего, что возвращение Гаийа повлечет за собой серьезный конфликт, пошел на поводу своего окружения.
Более того, возвращенные на Родину иеромонах Гаий (Битиев) и неожиданно восстановленный в сане иерея монах-растрига Иоанн (Дзускаев), оказались допущенными еще и к церковно-административному ресурсу. Час мести, которого они ждали десять лет, настал.
Северная Осетия - маленькая республика. Здесь все друг друга знают. Поэтому информация о том, что Гаий и Иоанн задумали отомстить архимандриту Антонию быстро стала достоянием православных. Однако, никто не мог поверить, что степень влияния этих одиозных фигур на епископа Зосиму окажется такой фатальной и безальтернативной.

Но факт остается фактом - результатом их интриг стало внезапное решение о высылке архимандрита Антония из Осетии. Говорят, что был уже подписан и другой указ о назначении иеромонаха Гаийа (Битиева) наместником мужского Свято-Успенского монастыря в Фиагдоне. Напомним, что настоятелем монастыря на последнем Синоде был утверждён сам Архиепископ Зосима, Антоний же не был упомянут даже в качестве наместника.
Здесь сторонний наблюдатель вправе задать вопрос: «Ну, даже если это и так, то разве Церковь не имеет права самостоятельно решать свои вопросы и проблемы». Конечно же, имеет. Но только Церковь, особенно на Кавказе, существует не в безвоздушном пространстве. Она вплетена в тугой клубок непростых политических, социальных и экономических отношений. Полем ее деятельности очень часто становится конфликт интересов и ценностей различных элитных и социальных групп. В этой связи Церковь должна действовать предельно мудро и осторожно, руководствуясь простым правилом «не навреди».

В этой ситуации изначальная бескомпромиссность решения и категоричность высказываний привели не только к открытому конфликту верующих и архиерея, но нанесли огромный вред Православию в целом, серьезно подорвали имидж Церкви на Северном Кавказе. Объективно – руками группы «мстителей» была проведена беспрецедентная дискредитация Православия, осуществлен подрыв доверия к священнослужителям. В XIX веке существовал обычай изгнания из осетинских сел священников, совершавших в ходе своей повседневной деятельности поступки, прямо противоречащие проповедуемой ими системе ценностей. Не исключено, что для разрешения тлеющего конфликта именно он и будет избран уставшим от ожидания североосетинским обществом. Что дальше?

Источник: chinovnik2010

Комментарии:

Оставить комментарий
Чиновник(Сырдончик),если я не ошибаюсь, то ты в Рыльском монастыре занимал ту же должность при старце Ипполите, что Иуда при Христе. Это не простое совпадение