Наблюдаю второй день за скандалом в православной среде Северной Осетии и не могу отделаться от чувства брезгливости. Идет истерика, причем с обеих сторон. Вроде происходит внутрицерковная перестановка, а шум уже поднялся громкий и неприятный.
Небывалый случай: в дела духовные активно вмешался Глава, сделавший резкое заявление в адрес архиепископа Зосимы, а потом отказавшийся его принимать. Даже Президент Южной Осетии отметился, пообещав поднять вопрос с переводом о.Антония в Дагестан на самом высоком уровне в Москве. Не могу не согласиться с профессором Бзаровым, назвавшим такую активность Главы и Президента забавной. Не осталась в долгу и «православная общественность», продемонстрировавшая явные признаки неадекватности. Опущу откровенно шовинистические высказывания в адрес Осетии и осетин наших «православных братьев» на отдельных форумах, они не имеют большого значения. Но вот дала комментарий Ассоциация православных экспертов. В заявлении утверждается, что против Зосимы «злоумышляют силы, стремящиеся сорвать новую христианизацию российского Кавказа, сорвать священную православную миссию, возбудить сепаратистские настроения, увести братский осетинский народ из лона Русской православной церкви. Эти силы пытаются использовать имя о. Антония (Данилова), которому архиепископ поручил важнейшее дело организации духовной жизни в Дагестане с последующим избранием во епископа. Как утверждают многие, провокация против архиепископа Зосимы может быть делом рук радикальных исламистов, которым активная миссионерская деятельность архиепископа Зосимы как кость в горле». Радикальные исламисты, куда без них. Помнится, во время скандала с Евтеевым о.Шауэрман фактически назвал часть православных Осетии ваххабитами за их призыв воздержаться от нагнетания ситуации. Увести осетин из РПЦ? Может ли Северная Осетия выйти из нее, не имея литературы на осетинском, служб на осетинском и т.п.?
Не смог промолчать и небезызвестный Роман Силантьев, «православный правозащитник». «Я не припомню более откровенного и хамского вмешательства чиновников в церковные дела за последние десять лет. За последние 15 лет я имел возможность посетить все регионы России, поэтому могу ответственно заявить: Северная Осетия проводит самую неадекватную государственно-религиозную политику». Он указал на то, что в последние несколько лет сначала республиканские чиновники в ранге замминистра приезжали в соседнюю Кабардино-Балкарию, где принимали участие в акциях против ныне погибшего муфтия Анаса Пшихачева, а затем «те же самые люди участвовали в смещении законного муфтия Тавказахова и поставили на его места ученика террористов Евтеева, соратники которого потом отрезали людям головы и массово осуждались за хранение оружия и наркотиков». «Теперь же власти республики оскорбляют и шантажируют архиепископа Зосиму, требуя от него отменить совершенно законное кадровое решение о переводе подчиненного ему монаха в Дагестан, — сказал Р.Силантьев. — Вместо того, чтобы успокоить несколько десятков сторонников архимандрита Антония, они, напротив, подливают масло в огонь и способствуют созданию ситуаций, угрожающих жизни и здоровью архиепископа Зосимы и его сотрудников». Ну, за Антония митингуют по меньшей мере сотни людей, поддерживают тысячи, но посыл понятен. По мнению Р.Силантьева, то, что сейчас происходит в Северной Осетии, «категорически ненормально», причем «из-за действий властей в этом ключевом северокавказском регионе сложилась критическая ситуация в религиозной сфере, которая требует немедленного вмешательства федеральных властей». Интересно, чего Силантьев хочет от федеральных властей конкретно.
Я ничего не понимаю во внутрицерковных делах и интригах, не знаю конкретной ситуации в православной среде Севера, равно как и Зосиму с Антонием. Таких, как я, большинство, и я думаю, что всех нас продолжающаяся истерия просто отвращает от Церкви и РПЦ в частности. Один переступил через просящих мирян, второй вообще готов лишиться сана во имя любви, хаос, бардак, батюшки, матушки. Особенное омерзение у меня вызывает факт того, что люди бухнулись перед Зосимой на колени. Наверно, чего-то не понимаю в православии, но я и в церкви священнику руку никогда не целовал и не собираюсь. Гордыня это или что, но так уж я устроен. Падать перед другим человеком на колени… Как говорил Озеров, «нет, такой хоккей нам не нужен». Мое дремучее невежество все еще позволяет надеяться на этнизацию православной веры, чтобы она служила укреплению нашего духа, а не стоянию на коленях и ложному смирению. Тогда Вера станет неотъемлемой частью осетинского самосознания, а пока — извините. Но это тема отдельного серьезного разговора.
Сторона, поддерживающая Антония, несколько экзальтирована, хотя активность в защите своей точки зрения она показала завидную. Противоположная сторона, по моим ощущениям, путает смирение с раболепством. Ну или они все ангелы во плоти, достигишие необыкновенного духовного просветления. С обеих сторон — реки неадекватности, непримиримость позиций. Я скажу только, что все чаще деятельность РПЦ в Осетии воспринимается как ассимиляционная, направленная против осетинского национального самосознания и, соответственно, осетин как этноса. Не помогает ситуации в этом плане и постоянное расшаркивание РПЦ перед Грузинской Церковью, чей первосвященник воспринимается у нас как одиозный националист, благославивший этнические чистки в отношении осетин. Указанные православные эксперты, кстати, заявили, что активные миссионерские действия архиепископа Зосимы «крайне необходимы с точки зрения глубочайших национально-государственных интересов России, сохранения и закрепления Кавказа в составе единого и неделимого российского государства». У РСО-Алания нет своей отдельной епархии, без придатков. Наверно, РПЦ как-то по-своему защищает национально-государственные интересы России в Северной Осетии, хотя православным экспертам вообще негоже говорить о действиях епископа в терминах государственного строительства. Остается понять, какая роль во всем этом уготована осетинам.
Источник: soslan_oss