(тем же, кому на мир наплевать или кто делает его хуже, можно не читать)
В человеческом обществе многое не в порядке, многое не благополучно, многое вызывает справедливое возмущение, многое просто безобразно и даже ужасно. Попробуем для простоты всю эту неустроенность, испорченность, ненормальность и не благополучность назвать одним словом: неправильность. Так вот, в мире полно неправильности, замечает некий отдельный человек, глядя на мир. И это неправильность есть всюду вокруг него: от семьи и соседей до поведения целых стран и общего миропорядка. Но если этот отдельный некий человек до конца искренен в своих попытках осмыслить всю степень неправильности, то он заметит, тривиальную вещь: человеческое общество состоит из людей, и этой неправильности ниоткуда не взяться как от самих человеков. И он сам и есть, один из этих человеков.
И тогда он должен развернуть луч своего осмысления от общества и окружающего мира и взглянуть непредвзято на себя. Он тогда увидит, что и его внутренний мир (о ужас!) тоже не лишен различной неправильности. Он теперь понимает, что неправильность человеческого общества в целом происходит от неправильности людей конкретно, в том числе и от его неправильности. Тогда он задает себе вопрос: если и мир и я полны всякой неправильности, то что же делать, чтобы уменьшить эту неправильность? Что же делать, чтобы мир вокруг меня стал гармоничнее, красивее, добрее?
Вариантов несколько.
Первый вариант. Начать что-то улучшать в этом мире, не обращая внимания на свою неправильность. Логика здесь такая: я может и плох в чем-то, но в мире рядом со мной творятся такие вещи, которые просто терпеть невозможно, и пока я буду возиться со своей неправильностью, что-то может ухудшиться совсем необратимо.
Второй вариант. Озаботиться своей неправильностью и начать с улучшения себя. А здесь логика такая: что же я могу улучшить в мире, если я не могу хоть сколько-то улучшить свой внутренний мир и в нем навести порядок и гармонию. А улучшая себя, то и неправильности в мире, зависящей от меня, будет меньше, и если каждый так поступит вот и мир станет лучше.
Вроде бы две эти линии действий направленны противоположно. Но при внимательном рассмотрении заметно, что это есть одна и та же линия действий, но имеющая две стороны.
На самом деле, если человек решается на какую-либо деятельность, направленную на улучшение мира вокруг себя, на борьбу с тем или другим проявлением неправильности, то это не может не требовать наличия определенных внутренних качеств (например, самоотверженность, сострадание и т.д.). Значит в этом смысле в нем неправильности гораздо меньше, чем часто в тех, собственно из-за которых и возникает необходимость в самоотверженной деятельности. (Непомерная жажда наживы одних приводит к таким следствиям, с которыми нужно самоотверженно бороться).
С другой же стороны, если человек решил улучшать себя, например, в сторону той же самоотверженности, то ведь не совершая никаких подобных действий невозможно и развить хоть сколько-то самоотверженность.
Особенность качеств, составляющих внутренний мир человека такова, что они могут развиваться и проявляться только в действии, в деятельности. Честный не может быть поступать лживо, смелый – трусливо, сострадательный – жестокосердно. Степень же развития внутренних качеств может быть совершенно различной, что и определяет, в том числе, все разнообразие людей.
Здесь же важно другое: тот, кто начал сознательно избавляться от своей внутренней неправильности, кто улучшает себя, тот не может не действовать. Может быть, в своем масштабе и близком ему направлении, но действовать. И тем, неизбежно вносить свой вклад в уменьшении неправильности в мире.
Те же, кто поступают по первому варианту, неизбежно столкнуться в ходе свой деятельности, с необходимостью начать сознательную работу по улучшению себя, так как сама эта деятельность, развиваясь во времени и масштабе, потребует этого. (Именно по причине пренебрежения сознательной работой над развитием своих внутренних качеств, многие созидательные дела сходят на нет).
Стоит тут отметить одну вещь – работа по искоренению внутренней неправильности, по сознательному улучшению себя, несопоставима сложнее внешней деятельности, хотя бы потому что предполагает, как мы уже выяснили, борьбу на два фронта: и с собой и с внешним миром (вернее с их неправильностями)
Что же характеризует того, кто пытается улучшить мир (так или иначе)? Он действует, не ожидая ни разрешения, ни одобрения, ни даже помощи со стороны других людей. Выбирая область и масштаб приложения своих усилий, он действует, не критикуя других людей за их бездействие или недостаточное действие. Он не тратит драгоценную энергию на словесные возмущения и праведный гнев, он эту энергию направляет в дела. Это как если в общем дворе стало мусорно, то те, кто реально хотят чистоты во дворе, и те кто, заботиться о своей внутренней чистоте (а это могут быть и одни и те же люди), просто идут и начинают убирать. И если таких несколько, то они не дерутся за одни грабли или метлу, а каждый выбирает свой участок, так и становиться чище.
Кстати, на этом примере можно объяснить одно общественное явление. Представьте если несколько человек в благородном порыве и от великого усердия ухватятся за ту же метлу, убеждая друг друга как это хорошо и правильно соблюдать чистоту и подметать территорию. Понятно, что собственно работать-то они не смогут, только говорить. Сплоченно и об одном, но только говорить. Так формируются политические партии. Метлой здесь уже выступает власть, за которую все держаться, так сильно, что работать нет и не может быть никакой возможности. Поэтому политические партии и крупные общественные движения никогда реально не улучшают мир, а скорее только наоборот.
Заодно становится ясным и другое общественное явление. Когда те, кого вполне устраивают неправильности этого мира хотят лишить энергии улучшения остальных, то они всяческими способами провоцируют словесные возмущения. Тем более человеческая природа и так более склонна посотрясать воздух, и тогда изрядно в очередной раз излив свое недовольство всем на свете, у людей не остается никакой свободной энергии, кроме как на кружку пива перед телевизором.
Меняют мир личности, побеждающие в себе неправильность мира. Часто они одни, реже объединенные в небольшие, но действенные группы, но за которыми идут другие, потому что эти личности несут Правду своей деятельностью, и это заметно.
А вывод можно сделать такой: начинай улучшать мир с себя, действуя во вне и не оглядываясь на других. Присоединится кто-то - хорошо, найдутся единомышленники – прекрасно, а если еще и сложиться устойчивый сплоченный коллектив – то и многие большие дела окажутся по плечу.
Источник: Алан Бигулов