Ступени его карьерной лестницы имеют примерно одинаковую длину – 3-4 года. Он считает, что дольше в должности находиться бессмысленно – нужно продвигаться. Признается, что основной работе посвящает 12 часов в сутки. А в другое время успевает профессионально играть на бильярде (до недавнего времени возглавлял Федерацию бильярда в Осетии), выступать на концертах в составе рок-группы, летать на планере и помогать развитию Владикавказского аэроклуба, ну и иногда заниматься восстановлением раритетных автомобилей. Наверное, в его сутках значительно больше, чем 24 часа. Или просто он гораздо быстрее и энергичнее многих. «Политический завтрак» с вице-премьером Константином Габисовым мы посвятили темам, которые многие жители Осетии обсуждают в хадзарах за рюмкой чая.
— Если верить рейтингам, в Осетии живет самый недовольный народ России. Почему, как вы считаете?
- А собственно говоря, почему нет? Регион показывает неплохие показатели по многим направлениям, и это объективная реальность. А то, что люди не довольны, говорит о том, что им хочется большего. И это замечательно, меня это совершенно не пугает. Нам что, не к чему стремиться? Или у нас такой уровень развития, которым нужно быть довольным? Я вот буквально вчера встречался с жителями одного из домов. Так первые 20 минут люди мне высказывали претензии, абсолютно не стесняясь в выражениях. Я горжусь населением Осетии, которое неудовлетворенно властью и высказывает ей это в весьма нетактичной форме. В тактичной могут все, так – только мы. Критика – это один из самых эффективных двигателей. Если она конструктивная, то есть если не только озвучивается проблема, но и предлагаются пути решения.
— Окей! Народ говорит: завод «Электроцинк» вредит экологии…
— А еще автомобили вредят экологии, табак, полиэтиленовые пакеты, мусор. Если уж так вреден «Электроцинк», почему нет никакого серьезного протеста? Я не вижу его. Где тысячи подписей? Где толпы протестующих?..
Что касается экологии, недавно мы столкнулись с другой проблемой: часть спиртзаводов перешла на сырье, которое очень плохо пахнет, — мелассу. Это натуральный яд, который уничтожает рыбу, даже биология в очистных сооружениях погибла. Люди в районе Михайловского, Заводского почти год задыхались. Это была проблема, мы ее решили. Но у нас были совершенно четкие данные санэпидемнадзора, природнадзора, мы собрали восемь ведомств, посовещались.
— А в чем проблемы Осетии, по-вашему?
— Да как и везде, — перхоть и кариес. Это если верить телевизору. Есть еще одна, которая меня не касается, она женская, поэтому говорить не буду. А если серьезно, я готов обсуждать с недовольными людьми любые вопросы. Но кроме рейтингов об уровне недовольства, есть данные о количестве автотранспорта на душу населения, которые для меня лично гораздо показательнее. В Осетии в два раза больше автомобилей, чем в любом другом регионе России, мы обогнали всех.
— Как власть реагирует на критику? И реагирует ли?
— Вот если власть не реагирует, это, конечно, хреново! Но судя по тому, что мы по 12 часов в сутки находимся на работе, наверное, реагирует. Судя по тому, что субботний день провел с жильцами многоквартирного дома, с которыми мы обсуждали совершенно конкретные проблемы ЖКХ, наверное, обращает внимание на жалобы. Это занимает очень много сил и времени, но я предпочитаю быть на стороне критикуемых, а не критикующих.
— Повлияют ли как-то, на ваш взгляд, недавние кадровые решения относительно руководства корпорации «Курорты Северного Кавказа» на развитие Мамисона?
— Безусловно, некоторые вопросы организационного плана будут. Но фигура Билалова не была определяющей в развитии туризма в Осетии. Проект «Мамисон» возник без участия «Курортов Северного Кавказа» и развивался тоже без какой-либо помощи корпорации. Все, что сегодня есть в Мамисоне, сделано благодаря федеральной целевой программе «Юг России», в которую республика вошла на условиях софинансирования.
— На каком этапе строительство курорта?
— Создана инфраструктура: есть дорога, подключено электричество, проведен газ, пробурены 20 скважин с дебетом воды около 10 тысяч кубометров. Земля передана в федеральную собственность. «Курорты Северного Кавказа» должны были в ноябре 2011 года дать нам генеральный план застройки, это схема расположения гостиниц, канатных дорог, подъемников. Его до сих пор нет. Несвоевременность — вечная драма. Но Мамисон — это потрясающее место с точки зрения географического расположения. И я уверен, что этот проект будет успешным, с «Курортами Северного Кавказа» или без них. Это особая экономическая зона, в которую инвесторы стремятся. Им будут предоставлены налоговые и иные преференции в обмен на интенсивное развитие курортного кластера. Надеюсь, что уже в марте этого года начнется строительство первой канатки. Мы ставим перед собой цель пригласить в Мамисон первых туристов уже в 2014 году. Может, кому-то это покажется слишком оптимистичным планом, но ведь Горький писал не «безделью трусливых поем мы песню», а все-таки «безумству храбрых».
— В Интернете и СМИ активно муссируется тема массового оттока русского населения с Кавказа. Как вы считаете, имеет ли она под собой основания и вообще с чем связан внезапный ажиотаж?
— Думаю, раз обсуждается, значит, какие-то основания все же есть. Если говорить об Осетии, то, на мой взгляд, для нас эта тема менее актуальна. В других регионах мне ситуация неизвестна, нужно изучать статистические данные и другие показатели. Я не так силен в политике, чтобы сейчас взять и ответить, есть ли целенаправленная пропаганда, заказ или что-то подобное. Я не думаю об этом, предпочитаю работать.
— В средствах массовой информации приводятся статистические данные о том, что за последние 20 лет Осетию покинули более 40 тысяч русских.
— Если из Осетии уезжает сто тысяч молодых людей, и среди них 20 тысяч русских, то проблема не в национальном составе, а в том, что республика теряет экономически активное население. И у нас действительно эта проблема есть. Но опять же, считаю, что это не повод для паники. Раз уж мы посмотрели проблему в синхроническом разрезе, давайте посмотрим в диахроническом. Нужно обратиться к истории прошлых лет, и мы поймем, что во все времена мужчины ездили на заработки. Например, в нашем селе даже есть поговорка, что из семи сыновей один остается в доме, остальные едут.
— Получается, идет постоянный процесс оттока экономически активной части населения, остаются в республике в основном пенсионеры. Как это остановить?
— Может быть, я скажу что-то слишком смелое, но не проблема ли это тех самых старших? Разве не они заставляют молодежь идти учиться на специальности, которые Осетии уже не нужны? Сотни юристов и экономистов с весьма сомнительным уровнем подготовки ежегодно выпускаются из вузов Северной Осетии. И это не проблема государства. Мы сами из-за какого-то иллюзорного престижа направляем своих детей получать профессии, с которыми они не находят себе применение в регионе и вынуждены уезжать.
— Если республика не нуждается в стольких новых юристах ежегодно, почему бы не сократить количество приема на эти направления в республиканских вузах и не увеличить на востребованные?
— Почему нужно все решать административно-принудительным методом? Сократим и получим новый уровень коррупциогенности в вузах. Зачем? Давайте принимать по тысяче человек на юридические факультеты! Давайте все выучимся на юристов и дойдем до абсурда. Мы только тогда поймем, что нам не нужно это? Так может, проблема не в руководстве республики и не вузах, а в том, что мы готовы дойти до абсурда?
— И все таки? Может, нужно как-то удержать молодежь, которая уезжает работать в Москву?
— В Москве проживает 15 млн. человек, и численность с каждым годом растет. И я сомневаюсь, что причиной перенаселения столицы стали приезжие из Осетии. Туда рвутся все. Глобализация — это мировая проблема. Мегаполисы растут, это факт. Да, нам нужно пытаться удержать молодежь, нужно предоставить им возможность зарабатывать здесь. Но вы уверены, что если мы откроем в республике десять — двадцать производств, люди перестанут уезжать?
— Вызывает некий диссонанс тот факт, что билеты на концерты российских звезд во Владикавказе стоят 6 тысяч рублей, и их не достать. При этом те же 6 тысяч рублей — вполне реальная месячная зарплата многих бюджетников…
— Да, я говорю о том же. Ладно концерты… Неимоверное количество ресторанов, в которые сложно попасть — столик нужно заказывать заранее. А наши свадьбы… В начале прошлого века свадьба на 100 человек считалась царской, в моем детстве свадеб на 500 человек еще не было. А сегодня мы приглашаем полторы — две тысячи гостей! Это безумные расходы, но значит, мы можем себе их позволить. Посмотрите, сколько банкетных залов открылось…
— Думаю, всем будет интересно, как заработать сто тысяч рублей в месяц в Осетии?
— Ну, если не хочешь менять свой образ жизни, приходить на работу в 9, уходить на четырехчасовой обеденный перерыв, а то и вообще не возвращаться с него, то никак. Мы все говорим о том, что при советской власти было все замечательно. Но никто ж не вспоминает о том, что в те годы была статья за тунеядство. Попробовал бы кто-то в рабочее время не находиться на рабочем месте. И никто не спрашивал, хочешь ты работать сварщиком или нет. Не юристом, не экономистом, а сварщиком! А сейчас в Осетии количество вакансий практически равно количеству безработных граждан, вы в курсе? Тысячи рабочих мест и тысячи состоящих на учете в Центре занятости.
ДОСЬЕ
Габисов Константин Эдикович. Родился 22 января 1975 года в г. Карши Узбекской ССР. Окончил Северо-Осетинский государственный университет им.К.Хетагурова по специальности «английский язык». Работал консультантом Парламента РСО—А, начальником отдела Комитета винно-водочной, спиртовой и пивоваренной промышленности РСО—А, директором Фонда защиты товарных знаков, г. Владикавказ РСО—А, начальником отдела Регистрационной палаты РСО—А. Без отрыва от производства в 2001 году окончил Владикавказский институт управления по специальности «юриспруденция». В 2002 году награжден медалью «В память 200-летия Минюста России».
С 2004 года — директор по правовым вопросам АО энергетики и электрификации РСО—А «Севкавказэнерго». С 2005-го — директор по сбыту, управляющий сбытовой компанией ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания». С 2006 года — управляющий директор ОАО «Севкавказэнерго». В июне 2010 г. был назначен заместителем Министра экономического развития РСО—А. С сентября 2010 г. руководил МУП «Владикавказские электрические сети». В мае 2012 года назначен на должность заместителя Председателя Правительства РСО—А.
Источник: Катерина Толасова