Нагло нарушив режим и предписания врачей я смылся с 5 этажа РКБ, дабы заценить крайнюю фильму Тарантины «Джанго освобождённый». Мнения по картине разнились: кто сцал как 60-ти летняя женщина на концерте Стаса Михайлова, кто складывал брови домиком, а губы куриной жопкой и горевал мол «Квентин уже не тот… И кино не удалось… Всё те же яица вид сбоку… А хочется как прежде…».
Я, с тех кто складывает, мягко говоря удивляюсь. Во первых Тарантине глубоко неинтересны твои фантазии про то, как надо снимать кино. Он умеет. Режиссер ясно дал понять уже давно – снимает он для своего кайфа. Берет культурно-кинематографический пласт и воплощает свою фантазию детскую. И делает это так толково, что зрители радостно заносят деньги в кассу, а всякие фестивали раздают призы и подарки. А так как Тарантино может себе позволить снимать на собственные средства, то экспериментирует не таясь. И если даже кино проваливает прокат как например «Доказательство смерти», Квентин легко признает «Да! Фильм стрёмный!» и тут же выдает новый шедевр. Кроме того, отсмотренные в 92-м «Бешеные псы» это, на минуточку, фильм который мы смотрели будучи на 20(двадцать) лет моложе. И если за эти годы в восприятии мира и кино ничего не поменялось, то это не проблема режиссера. Он-то как раз развивается.
Извините! Отвлекся. Итак «Джанго. Освобождённый». Фильма про то, как за два года до войны Севера и Юга, где -то на техасщине, молодой и дерзкий черный паренек Джанго знакомится с милым пожилым джентльменом по имени Шульц. Доктор Шульц. Мужчина, даром что обаятельный и улыбчивый , оказывается охотником за головами. Времечко было дикое и государство охотно платило фрилансерам, которые берут на себя функции полиции. Ловить не надо. Главное выследить и грохнуть бандюгана. Не буду рассказывать сюжет, ибо запорю удовольствие от просмотра, а скажу только, что черный Джанго становится подручным Шульца и ловко начинает мочить плохих парней. Парни, как специально, сплошь белые. Что придаёт занятию бывшего черного раба, некую милую двусмысленность.
- Ну, что… Тебе нравится эта работа?
- Убивать белых и получать за это деньги? Ещё бы!
Тема рабства раскрыта в картине ацки. Американцы этот период в своей истории переживают болезненно до сих пор. Белым – стыдно. Черным – обидно. Учитывая, что негры в США людьми не считались до 64-го года 20 века, тема в американском обществе скользкая. Сам Тарантино уже получал упрёки от уважаемых чёрных коллег за регулярное вкладывание в уста своих персонажей слова «нигер». Но на рожон Квентин не лез – чёрные бразерс имеют в киноиндустрии вес и жизнь попортят тока так, даже Тарантине. Это старик Иствуд позволяет себе брезгливо проявлять не политкорректность и не толерантность и не боится бодаться с чёрными продюсерами.
А тут целый фильм про это. Про чёрных, которые не люди по понятиям американской общественности тех лет. Вид нигера который ЕДЕТ НА ЛОШАДИ рвал шаблоны всем кто встречал эту парочку – Шульц и Джанго. Но желающих кинуть предъяву находилось мало – Джанго резкий как Роналдо в атаке и дерзкий как кударец на «Дружбе»!
Фильм идет 2:45. Но это были дивные 2:45 в моей жизни. Монологи доктора Шульца это ж песня! Кристофер Вальц, который жёг у Квентина в «Уюлюдках», тут просто ураган «Сэмми». Такой убийца-лапочка. Долго и весело объясняет очередному гаду, за что он его щас к праотцам отправит и бэнг!бэнг! При этом относится к работе философски:
- я тоже работорговец в какой то степени. Только работорговцы продают живую плоть, а я трупы.
Лёнчик Ди Каприо был прекрасен. Мразь сыграл первостатенейшую! Прям хоть иди и сам записывайся к Линкольну! А Сэмюэл Л.Джексон ? Старый нигер в его исполнении шыдевер однозначно. Собственными рукамми хотелось его удавить натянув белый колпак. Видете какие противоречивые чувства кино вызывало?
Фокс в роли Джанго тоже доставил. Не однозначно «хороший парень». И сумел таки передать перерождение раба в свободного человека с Кольтом.
Кроме всего прочего фильм – смешной. Очень. И кровавый. Тоже очень. Музыка. Да! И она к месту. Даже рэп.
А чего же тогда не понравилось некоторым фанатам Квентина Тарантино? Пологаю, они ожидали увидеть нечто более знакомое c нелинейным сюжетом и диалогами в виде кружавки из слов. А тут вон чё… Про кавбойцев.
Попробую пояснить на примере живописи. Что бы понять, что именно хотел выразить художник на картине, что он имел в виду и собственно про что это полотно, желательно знать минимум про эпоху изображенную на картине. Про географию места изображенного на этой картине. Биографию человека изображенного на этой картине. Так, и с кино тож самое. У Тарантино, по крайней мере. И сразу станет понятно нафига эти кровавые титры в начале, почему эти корявые долгие наезды на лица героев, и зачем эта музыка в качестве заглавной темы.
Тарантино создал идеальный спагетти-вестерн. Серджео Леоне придумал эту фишку в 1964 году, сняв кино про американский wild-wild west. Тогда итальянцы смотрели строго голливудскую продукцию и итальянская киноиндустрия была в заднице. Леоне взял псевдоним Боб Робертс, пригласил никому не известного Клинта Иствуда, попросил своего одноклассника Морриконе написать музон а-ля Дикий Запад, спиздил сюжет у Акиры Куросавы и снял в Испании «За пригоршню долларов». Фильм был на первый взгляд простой и незатейливый. С чётким делением на плохих и хороших. Все «наши» молчаливы и благородны, все гады с черными усами, а все шлюхи в душе набожные и чистые женщины. Иствуд стреляет как пулемёт. Патроны не заканчиваются. И за кадром воет Морриконе! Зритель пер косяком уверенный, что смотрит самый что ни на есть американский вестерн. Леоне поднялся и снял ещё два фильма с Иствудом - "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой".
И понеслось. Итальянцы стали выдавать спагетти-вестерны со скорострельностью Гатлинга. В 66-м Серджио Корбуччи выпускает «Джанго». Бог ты мой, как меня пёрло с этого кино в начале 90-х! Чувак который таскался по прерии с гробом на верёвочке был крут неимоверно. А в гробу пулемёт! И когда злобные латиносы дробили Джанго кисти рук, я прям плакал. Франко Неро потом ещё раз выступил в роли Джанго в продолжении, но Джанго без пулемёта был уже не торт! А Корбуччи снял ещё два культовых для СССР фильма – «Блеф» и «Синьор Робинзон».
Кроме «серьезных» вестернов итальянцы снимали и пародии на жанр. Энцо Барбони удивил комическим «спагетти-вестерном» "Меня зовут Троица". В эпоху видеосалонов эта картина была не менее популярна чем фильмы Леоне. И ведь мы, простые советские пионэры, были, как и те итальянцы уверенны, что смотрим НАСТОЯЩЕЕ АМЕРИКАНСКОЕ КИНО про кавбойцев! Кто ж знал что актёров Теренса Хилла и Бада Спенсера на самом деле зовут Марио Джиротти и Карло Педерсоли?
Собственно при чём тут крайний фильм Квентина нашего всё? При всём. Фильм назван «Джанго» в честь того самого фильма. В фильме звучит музыка из "Меня зовут Троица", Франко Неро появляется в эпизоде. Название салуна это название одного старого спагетти-вестерна. Тиры и операторские приёмы стилистически выдержанны в духе 60-х. И таких прямых или лукавых отсылов куча. И даже шутки шутятся так, как шутились в итальянских вестернах:
- За что ты их убил?
- Они назвали нашу маму старой шлюхой.
- Но она и есть шлюха!
- Да, но не старая же...
Короче относитесь к этой картине как к офигенно-талантливой проказе гениального самоучки у которого «Хороший, плохой, злой» любимый фильм. Или просто получайте удовольствие от хорошего Кино. Пусть и про ковбойцев. Черных. В бархатных синих панталонах.
Источник: Сослан Плиев