Странное дело о задержанных мусульманах. Мое собственное расследование

28-07-2011 | Просмотров: 8 723

15 июля на Кавказском Узле появилось сообщение, что матери задержанных мусульман собираются объявить голодовку. В связи с этим 20 июля мы с коллегой встретились с родственниками нескольких мусульман, задержанных с 31 мая по 1 июня. Это были матери Кочиева Валерия, Гацалова Аслана, Лагкауева Рамазана, Боллоева Эрика (ему 18 лет исполнилось несколько дней назад), супруги Исмаилова Кувата и Бирагова Руслана.

Как нам они сообщили, голодовку еще не объявили, но по готовы это сделать в любое время из-за безвыходности ситуации.


Родственники задержанных



Супруга Бирагова Руслана рассказывала, что в ходе обыска их дома сотрудники милиции спрашивали: «Почему вы приняли Ислам» и на ответ, это не запрещено Конституцией РФ сказали, что чихать хотели на эту Конституцию.

«Мы уверены в том, что наши родственники ни в чем не виновны. В начале, когда они были в ИВС, ни адвокатов не допускали, ни передачи не запускали допустить в течении 30 суток. Мы писали заявления в прокуратуру, нам прокуратура ничего не отвечала на эти вопросы. Они говорили у нас такой приказ. Мы писали жалобы, ходатайства писали, чтобы сняли медицинское освидетельствование о побоях, потому что наших родственников безбожно избивали, нам эти побои не сняли. Они настолько были избиты, что мочились кровью. Медицинских заключений у нас нет и сейчас. И на наши жалобы по этому поводу у нас нет ответов.

Я звонила следователю и сказала, что как супруга я имею право с ним встречаться, он сказал – это не от меня зависит. А я его переспросила от кого зависит, он сказал – вы не имеете право с ним встречаться. А на каком основании мы не имеем права с ними встречаться, мы не знаем»
, - сообщила супруга Бирагова Руслана Лияна Гурдзибеева.

Из присутствующих на встрече родственников, медицинское заключение об избиении было только у матери Рамазана Лагкуева, сделанное на 21 день. «На 21 день зажить может все что угодно. Наши соседи видели все, как его избивали. В прокуратуру мы ходили недавно за ответами на наши жалобы, они сказали, что ответят нам. Но никакого ответа у нас нет. Прошло больше месяца.

Протоколы следователи начали вести с 1 числа с 2 часов дня, а забирали наших родственников с 11 часов вечера 31 мая до утра 1 июня»
, - сообщила она.

«Моего мужа били по почкам, а со слов адвоката я знаю, что у него ссадины на руках и синяки были под глазами», - сказала супруга имама мечети Кувата Исмаилова. «Мой муж после ночного намаза ехал домой и по пути с работы их остановили, в машине сидел 17 летний Эрик Болоев. Надели им на голову пакеты и били их, и они до утра с пакетами лежали. Потом подбросили моему мужу оружие. Ночью приходили к нам домой. А про пистолет он узнал адвоката, сам не знал, что у него пистолет обнаружили. Ночью, говорил он, у меня спрашивали: «Ты левша или правша». Потом я почувствовал, что моим рукам что-то твердое подложили, а утром когда сняли пакет с головы, вижу моя белая рубашка черной стала. Оружейным маслом меня натерли», - передала она слова своего мужа.

Мать Лагкуева Рамазана нам сообщила, что сама не исповедует Ислам, но после таких событий ей очень хочется принять эту религию.


Адвокаты, следствие



Адвокаты задержанных направили несколько коллективных жалоб, заявлений и ходатайств по разным инстанциям: в Следственный Комитет, в прокуратуру, в Парламент РСО-А. там говорится: «В здании ОРЧ-2 МВД РСО-А все задержанные (с надетыми на голову пакетами) поверглись физическому и психическому воздействию, были избиты и причинены телесные повреждения различной степени тяжести, с требованиями признаться в пособничестве убийства профессора СОГУ Джигкаева Ш.Ф., создания экстремистской группы, в хранении оружия боеприпасов и оружия. Нашими подзащитными были заявлено, что они исповедуют традиционный ислам и никакого отношения к экстремистским и террористическим организациям не имеют, а сознаваться в том, что они причастны к вменяемым им преступлениям не будут, пояснив, что употребление наркотических средств, алкоголя, сигарет является большим грехом в исповедуемой ими религии. В ответ сотрудники пояснили, что если даже не докажут причастность к убийству, они все сядут за оружие и наркотики, которые им подбросили.

В настоящее время, согласно Постановлению судов РСО-А от 02.06.2011 года им избрана мера пресечения в виде заключения под стражу».

Мне удалось поговорить с несколькими адвокатами, они не знали о готовящейся голодовке. Приведу полный разговор с одним из них.

Адвокат Руслана Бирагова Сослан Габачиев встретился со мной. Вот что он рассказал:

«Следственной группой Главного Следственного Управления при следственном Комитете РФ в СКФО РФ было возбуждено уголовное дело по факту убийства 26.05.2011 года профессора СОГУ Джигкаева Ш.Ф.

В период с 31 по 1 июня мой подзащитный был задержан сотрудниками МВД РСО-Алания по подозрению в пособничестве в совершении убийства Джигкаев Ш.Ф., а также в незаконном хранении оружия и наркотических средств.

При его задержании на него и его отца надели целлофановый пакет, положили на пол в их домовладении лицом вниз и в таком положении проводили обыск без их визуального участия. Сейчас Бирагов младший проходит по двум статьям: ч. 1 ст. 222 (Незаконное хранение оружия) и ч. 2 ст. 228 (Незаконное производство, сбыт, хранение наркотиков)»
.

По словам адвоката Габачиева его подзащитный в течении месяца сидел в ИВС г. Ардон, где нет элементарных условий для содержания. Его родственники не были уведомлены следователем, который обязан был сообщить о том, что их родственник находится под стражей. Сослан Габачиев также рассказал, что через несколько дней дела этих задержанных были переданы в МВД РСО-А, так как по обвинению в убийстве никто уже не проходил.

«6 июня я смог встретиться с моим подзащитным, но не наедине, следователь присутствовал при нашей встрече. На моем подзащитном были следы телесного побоя, а также следы от тока на виске. 7 числа я отправил ходатайство на имя руководителя главы Следственного Управления Следственного Комитета РФ по СКФО Пекову М.М., где просил провести судебно-медицинское освидетельствование на предмет – есть ли следы повреждений и следы от тока. В этот день он получил мое ходатайство, у меня есть уведомление об этом. И ответ следователь должен был дать максимум через три дня, но до сих пор никакого ответа я не получал», - сообщил адвокат.

По его словам, работники Следственного Комитета устно говорят, что эти дела они в МВД передали и что они не могут на жалобы отвечать. А судебно-медицинское освидетельствование скоро ничего не покажет, ведь почти два месяца прошло.

«Месяц назад группа адвокатов, которые защищают задержанных в одно время мусульман, направили коллективную жалобу в прокуратуру и обращение в Парламент РСО-А», - сообщил адвокат Габачиев. По его словам в первом заявление они настаивают на том, чтобы всех участников дела: сотрудников милиции, понятых, свидетелей и самих задержанных допросили с использованием полиграфического устройства (т.е. под детектором лжи). Но по закону это можно произвести только по усмотрению органов следствия.

«Мой подзащитный готов давать показания под детектором лжи. Я и второе ходатайство написал на имя следователя, который ведет наше дело. В нем я прошу провести экспертизу на факт употребления наркотических средств моим подзащитным. Но опять таки, ответа я пока не получил, хотя должен был в течении трех суток получить», - сообщил адвокат.

По его словам третье ходатайство в Следственный Комитет РФ по СКФО написал его напарник по этому же делу – адвокат Петр Хозиев. В своем ходатайстве Хозиев настаивает на двух вещах: 1. ускорить рассмотрение первого ходатайства адвоката Сослана Габачиева по поводу производства судебно-медицинского освидетельствования телесных повреждений и 2. допросить понятых с участием адвоката. На третье ходатайство тоже адвокаты задержанного Р. Бирагова не получили ответа. Габачиев также сообщил о том, что через недель истекает срок содержания под стражей подследственных, и что следствие затягивает передачу дела в суд, и что следователи, скорее всего, будут просить отсрочки у суда.

Адвокат Алан Кокаев сообшил, что он защищает двух задержанных мусульман – Икаева А.Н. и Уртаева А.К.. По его словам одного из его подзащитных били (Икаева), второго нет и он смог провести судебно-медицинское освидетельствование об избиении, которое имеется в деле.

Удалось достать два номера телефона: помощника руководителя Следственного Комитета СКФО по РФ Пекова М.М. и третьего по счету следователя по делу задержанного Руслана Бирагова. Первый сказал, что он в командировке, что ничего не знает. Второй – следователь Роберт Муртазов, сказал, что никаких ходатайств не видел и что не желает со мной разговаривать.

После общения с адвокатами я случайно узнала информацию о том, что Кесаев сообщил им о том, что их обращение будет рассмотрено на ближайшей сессии Парламента РСО-А с участием всех сторон этого дела. Насколько это правда, мне не известно.


Комментарии



Интересным мне показались слова одной из матерей задержанных, что на прошлой неделе глава Республики Т. Мамсуров встретился с общественностью в с. Чикола, где сказал: «Для безопасности республики выделены большие деньги, и мы будем бороться с экстремизмом независимо от того, какой они религии придерживаются: христианской, традиционной или мусульманской».

«Ситуация такова, что складывается ощущение не у обвинения не у защиты, т.к. она идет от обвинения, нет четкого понимания что делать. Следствие вынуждено искать во многих случаях доказательства принадлежности обвиняемым подброшенных на стадии задержания наркотиков и оружия. А это не так легко сделать. И в ход пускаются не следственные методы доказательства – легендаризация жертвы. Расклеенные по всей республике билборды с фотографиями Шамиля Джигкаева ничем другим объяснить нельзя. Навязывание обществу идеи, что убита совесть и глас нации автоматически ставит обвиняемых в положение злодеев, а общую стратегию защиту лишает воли. И все что они могут это невнятно заявить о возможной голодовке, как крайней мерой привлечение внимания к ситуации», - прокомментировал происходящее правозащитник Виссарион Ассеев.

Источник: Мария Плиева

Комментарии:

Оставить комментарий