Итак) Расклад постепенно проясняется, ставки практически сделаны. После короткого перерыва я возвращаюсь к теме выборов Президента Южной Осетии. Интересуют меня в них не эмоции, которых очень много в сети и жизни, а более важные вещи. По мере сил я стараюсь за частными случаями разглядеть тенденции. Выборы часто являются завершением некоего этапа жизни государства и началом нового. День 25 марта интересен прежде всего с этой точки зрения. Для меня значение представляет не столько личностный аспект (кто?), сколько системный (как мы будем жить?). Я думаю, что важнейшей задачей следующего президента станет работа по строительству институтов, способных обеспечить реализацию наших национальных интересов. Имеются в виду институты политические, экономические, общественные. Пора уже отходить от «режима ручного управления» со ставкой на отдельных людей, по тем или иным причинам вошедшим в круг допущенных до власти. В Южной Осетии сегодня очень сильный общественный спрос на одну простую вещь: эффективное управление государством. В этом посте коротко о кандидатах, дальше я буду стараться развивать тему выборов в системном направлении, а не по принципу «X хороший, Y плохой, голосуем за Z».
Окончательный список пока не знаю, но уже можно выделить тех людей, которые поведут борьбу. Это Давид Санакоев, Дмитрий Медоев, Леонид Тибилов и в меньшей степени Станислав Кочиев. Номинально к ним могут присоединиться Сергей Битиев и Сергей Плиев, но объективно их шансы мизерны. Сергей Зассеев и Юрий Дзиццойты с дистанции сняты и, полагаю, это окончательно. Протестные настроения в республике совершенно логичным образом постепенно снизили свой градус, поэтому я, например, жду от кандидатов внятных программ развития Южной Осетии, а не плакатных лозунгов и перехода на личности. Жду реальной политической дискуссии. Люди, которые будут находиться в центре общественного внимания в марте:
1. Давид Санакоев — уполномоченный Президента по правам человека. Могу однозначно сказать, что по-человечески он вызывает у людей наибольшую симпатию. Молод (35 лет), всю жизнь прожил в Цхинвале, на виду. Участвует в Женевских дискуссиях. Никто на сегодняшний день не сможет поставить под сомнение и его личную порядочность. То, что он работал в прежней Администрации, естественным образом будет использоваться против Санакоева в предвыборной кампании, но к окружению Кокойты он никогда не принадлежал. Шансы оцениваю как нормальные.
2. Дмитрий Медоев — наш посол в России. Опытный политик. Насколько я понял, извне его видят как главного фаворита из-за опыта, связей, фактора России и многого другого. Чуть ли это не выборы конкретно под Медоева. Но из Цхинвала мне все видится далеко не так однозначно. Шансы, конечно, априори хорошие, но безусловным фаворитом я его назвать не могу. Поддержка России, даже если она будет однозначной, гарантией победы не является. Предполагаю, что одним из лейтмотивов предвыборной кампании Медоева будет его связь/отрицание связи с командой Кокойты (как и у всех, в принципе).
3. Леонид Тибилов — человек, работавший еще в 90х с первым Президентом Чибировым, бывший Председатель КГБ республики. Возглавлял банк, созданный Альбертом Джуссоевым в бытность его деятельности в Южной Осетии. Когда медовый месяц Джуссоева и Кокойты подошел к концу, Тибилов соответственно отошел от банкинга. Шансы хорошие, многими видится как один из фаворитов. У Тибилова репутация сверхосторожного человека.
4. Станислав Кочиев — экс-спикер Парламента, ветеран юго-осетинской политики. У Кочиева относительно недавно был инсульт, поэтому его выдвижение меня несколько удивило именно из-за состояния здоровья. По моему мнению, кандидат он непроходной, но интересный. Интересен Кочиев по одной простой причине: ему особо нечего терять. Я его вижу в роли боксера-спойлера (от английского to spoil — портить). Спойлеры — это боксеры, которые и сами не особо блистают, но на их фоне очень сложно выглядеть ярко. Вяжут в клинчах, не устраивают зрелищного размена в ударах. Поэтому молодых, которых ведут к титулу, стараются оградить от встреч с ни на что не претендующими спойлерами, потому что дивидендов такие бои им не приносят: смотреться в них на топ-уровне почти невозможно. Кочиев может спутать всем карты.
Говоря о развитии темы в системном ключе, я имел в виду следующее. Вышеупомянутые кандидаты существуют, естественно, не в безвоздушном пространстве. Вокруг них сейчас идет борьба. Итоги этой борьбы и станут итогами выборов, заодно определив направление развития государства на ближайшее время. Расклад, в рамках которого можно рассматривать ситуацию и самих кандидатов, мне видится примерно таким:
— есть элитные группы, включившиеся в борьбу. Их, по-моему, три. У каждой — свои интересы, у каждой — желательный победитель, каждая сейчас действует;
— есть субэлитные группы, какая-то часть которых пока не определилась в предпочтениях. У них тоже свои интересы и они будут стараться их реализовывать через того или иного кандидата;
— есть объективные и конкретные интересы Республики Южная Осетия. По моему глубокому убеждению, основной сюжетной линией последних трех лет у нас было просто трагическое несовпадение интересов государственных и интересов правящей элитной группы. Все остальное — только следствие. Но большинство экспертов почему-то схватились за вершки, оставив корни без внимания;
— есть не менее объективные законы развития систем, и в этом плане нынешняя ситуация в Южной Осетии мне представляется очень занимательной. Законы эти отменить невозможно.
Это тот контекст, в котором будут разворачиваться действия и вестись маневры. В следующем посте — подробнее об элите, кандидатах, их взаимоотношениях и оптимальном варианте развития ситуации по моему мнению. Думаю, избранный Президент будет в некоторой степени вынужден предпринимать определенные действия для эффективного управления государством. Этот пост пусть будет вводным в тему.
Источник: soslan-oss