Минувший ноябрь был в Осетии самым политически жарким месяцем за последнее время. Будучи жителем Цхинвала и свидетелем горячих событий, я ничего конкретного в своем блоге все же не писал. Отчасти из-за лени, отчасти потому, что все-таки верил в способность противоборствующих сторон договориться политическим путем. Отчасти потому, что исторические, этнографические и лингвистические моменты мне намного интереснее политики. То освещение событий, которое было в осетинской блогосфере, в принципе соответствовало реальности процентов на 30. Причина в том, что собственно блоггеров из Цхинвала практически нет, а писавшие о выборах делали это без знания реальной ситуации. Были юго-осетинские маргиналы, уже не живущие в ЮО, но позиционировавшие себя как "источники информации". Это особая публика с богатой и интересной историей, которая в определенный момент развития своей "группы" безвозвратно потеряла способность к адекватной оценке окружающей реальности. Люди просто цепляются за любую возможность срубить бабла - с грузин, европейцев, американцев, русских.
В общем, я долго держался) Но сейчас, спустя 2 месяца, мы снова входим в предвыборный цикл. И я чувствую, что впервые с 2008 года ЮО подошла к черте, отделяющей безопасность от полного хаоса. В ноябре политический класс нашего государства показал свою полнейшую неэффективность. Это касается всех: и руководства республики, и тех, кто им противостоял. Какая власть, такая и оппозиция. На пару те и другие подвели Южную Осетию к опасной черте, за которой для нас, обычных граждан ЮО, уже ничего нет. Следующие пару месяцев я буду писать о том, что думаю по поводу происходящего. Это будет не трансляция, а скорее мысли по ситуации. Я решил, что хватит это терпеть!) Начать нужно с самого очевидного на сегодняшний день источника хаоса в республике фурии революции по имени Алла Джиоева. Ее "инаугурация", которую экс-кандидат в Президенты назначила на послезавтра, мне как и большинству местных жителей представляется безответственностью. Она изначально была несамостоятельной фигурой, но по крайней мере сама это понимала и не особо скрывала. Сейчас Аллу Александровну, покинутую практически всеми ноябрьскими соратниками, используют втемную. Этот пост, как пилотный, будет длинным, впредь обещаю быть более кратким.
Собственно, предыстория "инаугурации" коротка. В ноябре было подписано Соглашение по урегулированию ситуации между Джиоевой и Кокойты. Речь в нем шла о том, что стояние на площади противников власти заканчивается, взамен Джабеевич уходит сам плюс уходят два члена его команды: генпрокурор Хугаев и судья Биченов. Джабеевич ушел и отправил представления на отставки вышеупомянутых лиц в Парламент республики. Парламент их не одобрил (о причинах позже). Джиоева клеймила позором Кокойты - мол, не сдержал слова. Но в обществе все воприняли очень четко: Алле можно сетовать только на то, что ее развели. Развели как школьницу, как ребенка. Какой из тебя Президент, если тебя в трех соснах запутали? Во-первых, Джабеевич уходил в любом случае, а тут его уход скормили Джиоевой как уступку. Во-вторых, полномочий увольнять генпрокурора и судью у него не было, только предложить отставки. Наверно, Джиоева этого просто не знала, но это ее проблемы. Надо было знать. Подписав соглашение, она автоматически согласилась с повторными выборами, назначенными на 24 марта. Признала легитимность решения Парламента. Все, общество уже настроено на март, на новые выборы. И тут Джиоева сама нарушила свое слово, отозвав подпись под документом и раскачав с таким трудом достигнутое спокойствие. Попутно в неоднозначное положение попал и гарант выполнения Соглашения - Россия. Алла определенно хозяйка своего слова: захотела - дала, захотела - взяла обратно. Но попутно она решилась на совсем уж маргинальный поступок: объявила о своей "инаугурации" в частном доме на улице Тасоева. У цхинвальских составителей анекдотов появился новый герой)
До выборов у Джиоевой не было никакого политического капитала. Она была проворовавшейся чиновницей, получившей условный срок. Но народ за послевоенные три года реально довели. Довела власть республики. Мы все устали месить грязь и глотать пыль под сообщения о том, что Южной Осетии выделили еще столько-то миллиардов. Устали от отсутствия стратегии развития и жизни по принципу "подумаем об этом завтра". Надо было очень сильно запарить людей, чтобы они проголосовали за человека с условной судимостью. Свой политический капитал Джиоева сколотила не на созидании, а на протесте населения. Мгновенно. Но все быстро встало на свои места: с такой же скоростью этот капитал был растрачен. Потому что Джиоева - не политик, она педагог. И вела она себя в ноябре (сам свидетель) недальновидно. Я не говорю о том, что она постоянно апеллировала к кровопролитию и несколько раз называла своих стоявших на морозе сторонников "толпой". Просто свалившееся на нее оказалось гораздо выше ее сил. Последний гвоздь в крышку гроба своих политических возможностей она вбивает этой "инаугурацией", когда вся республика живет в предвыборном режиме. Это переход в маргинальное поле. Народ отпрянул. "Аллайы хъæуы туг". Ее оставили практически все бывшие ноябрьские соратники: Баранкевич, Джигкаев. Зассеев и Келехсаев, судя по всему, буду баллотироваться отдельно. Она стала единственной безусловно проигравшей стороной в ноябре, и вот запоздалая попытка переиграть партию. Безнадежная и опасная для республики.
Я думаю, что Южной Осетии не нужна Алла, не нужна прежняя команда Джабеевича. Эти люди все вместе продемонстрировали полнейшее отсутствие государственного мышления. Нам нужно развиваться, нам нужны политические и экономические институты. Нужна ставка на системное развитие, а не на личный фактор (хорошие парни, соседи, дети двоюродного брата дедушки и т.п.) "Инаугурация" Джиоевой - это глупость и преступление одновременно. Человек просто страстно желает, чтоб его арестовали за противоправные действия. Ореол жертвы придает героизм, привлекает внимание. Но Джиоева абсолютно не чувствует ситуацию и изменение в ожиданиях общества. Она работает на бардак, потому что в случае применения к ней законных мер начнутся вопли о гибели осетинской демократии, актвируются вышеупомянутые юго-осетинские отщепенцы, российские либерСМИ. За инаугурацией по логике последует, помимо прочего, создание параллельных властных структур, а это уголовно преследуемое деяние. Ее обязаны будут как минимум вызвать в соответствующие органы и популярно все объяснить. Вся эта длинная предыстория, собственно, сводится к одному: зачем Джиоева это делает? Зачем она толкает республику к хаосу? Кому выгодно? Ответы могут показаться удивительными.
Но начнем с очевидного) Грузинские уши за Аллой изначально были плохо скрыты. Сейчас, когда она заявила об "инаугурации", грузины вскинули эти самые уши очень высоко. Для них вся эта ситуация - неожиданный подарок со стороны юго-осетинской элиты, бессмысленной и беспощадной. Комментарии Вашадзе и Джалагании однозначно на это указывают. Грузины будут прямо или опосредовано использовать Джиоеву до конца. Для них игра определенно стоит свеч, потому что в перспективе они руками самих осетин могу уничтожить юго-осетинскую государственность. Если Джиоева продолжит провоцировать конфликт, то ситуация в республике может выйти из-под контроля и перейти в кровопролитие. И тогда - все. Если и оклемаемся, то не скоро. Главное, что наши политики сами предоставили Грузии возможность отыграть сценарий по дискредитации республики на международном уровне. Джалагания ясно сказал, что так как грузины ЮО не контролируют, то в случае чего вынуждены будут обратиться к помощи международного сообщества.
Наконец, грузины поддерживают Джиоеву по еще более веской причине: ее деятельность, разрушительная и бессмысленная, в конечном итоге играет в их пользу против России. Джиоеву направляют таким образом, чтобы способствовать срыву мартовских выборов в ЮО. Грузинам нужно чрезвычайное положение у нас, нужны мутные воды. Это станет не только сокрушительным ударом по нашей государственности. Такой сценарий полностью дискредитирует решение России о признании независимости Южной Осетии. Зачем признавали, если даже выборы не могут со второй попытки провести? Будет перечеркнуты все усилия России (военные и дипломатические), и русские будут поставлены в крайне неудобное положение. Их выставят бессильными и пошлют серьезнейший сигнал всем третьим странам. В нынешние неспокойные времена это очень чревато, особенно учитывая подчеркнутую агрессивность американской политики в близлежащем регионе. Южная Осетию попытаются использовать в роли той соломинки, которая может переломить хребет российской внешней политике на Южкавказе. Кто будет иметь дела со страной, неспособной повлиять на развитие событий у себя под носом?
С грузинами все ясно. Вторая сторона, которой слепая деятельность Джиоевой выгодна, может показаться неожиданной. Не надо считать меня параноиком, но..)) Из противостояния Джиоевой и Бибилова в ноябре победителем вышла третья сила: Эдуард Кокойты и его команда. Они остались в игре, и это их безусловное достижение. Сейчас любая конфронтация Аллы с временной властью для них крайне выгодна. "Инаугурация" Джиоевой станет с моей точки зрения для команды бывшего Президента царским подарком. Аллу явно "ведут" не только грузины. Она сама того не понимая играет в пользу тех, кого в ноябре позиционировала как "заклятых врагов". Но об этом потом)
P.S. Сегодня состоялось собрание инициативной группы по выдвижению кандидатом в Президенты омбудсмена Южной Осетии Давида Санакоева. Вчера аналогичное собрание провели сторонники посла Южной Осетии в РФ Дмитрия Медоева. Однозначно стоит обратить внимание на фигуру Леонида Тибилова. Но для начала все должны будут сдать экзамен по осетинскому языку суровой лингвистической комиссии, иначе не видать никому кресла)
Источник: soslan-oss