Тяжелейшую дорогу прошла наша страна к желанному, немеркнущему Дню Победы. Спустя десятки лет время не властно над памятью, никогда не забудем мы эти четыре кровавых года и людей, шедших по фронтовым дорогам и так и не увидевших светлого майского дня 45-го.
Сегодня, мы находимся на улице, названной в честь братьев Темировых, отдавшим жизнь за свою страну, свой народ, свое село, свою семью, на фронтах Великой Отечественной войны.
Их было девять-восемь братьев и одна сестра. В поле на сенокос всегда степенно вышагивали вместе: впереди старший - Умати, за ним Хушин, Тазрет, Иса, Рамазан, Ехья. Самые младшие – Магомет, Гасан и сестра Рахимат оставались помогать матери по дому. «Звено Темировых», - подшучивали соседи.
Эти крепкие, дружные парни работали в колхозе на совесть, просыпались с зыбкими рассветами под рокот первых тракторов. Им ли, сыновьям потомственного хлебороба, с детства слышавшим посвист тугой шелест трав, встречавшим и провожавшим огненный диск солнца в родных горах, было чураться труда!
В тот трагичный июньский день 41-го Умати тоже был в поле - там его и разыскал колхозный сторож. Случилось то, что огненным – пепельным смерчем ворвалась в едва начавшую налаживаться жизнь – война.
Первую повестку из военкомата получил Умати... Поднял украшенный незатейливой чеканкой poг, из которого любил пить отец, отправляясь в дорогу, сказал:
- Пусть не оскудеет дом Темировых. Пусть наши корни будут глубокими. Пусть наши ноги не устанут шагать по земле.
Вместе с Умати ушел на фронт Хушин - непоседливый Хушин, любимец сельской детворы. Он не представлял для себя спокойного, размеренного образа жизни, смеялся, когда ему об этом говорили. На войну он, как и Умати, ушел рядовым, в пехоту.
А через несколько дней свой отчий дом оставили Тазрет и Ехья. Они перед самой войной оторвались от земли - один работал леспромхозе, другой – на межколхозной ГЭС …
Дыбилась, горела земля на западных границах Родины. Бронированная фашистская гадина ползла по нашим полям, испепеляя города и села. В те грозные дни приняли свои первый бой с ненавистным врагом братья Темировы - младший политрук Иса и лейтенант артиллерист Рамазан…
12 августа 1942 года. Идут ожесточенные бои за Воронеж. В степи - скрежет стальных гусениц, грохот огненного ада. Рота, обороняя город, вгрызлась в землю, отбрасывает одну вражескую атаку за другой. Ни шагу назад,, ни страха,, ни боли. Остается не больше десятка бойцов, среди них – Тазрет Темиров. И вот еще одна атака. Расстреляны все патроны, брошены все гранаты. Но долго не решаются немцы пройти через грозно молчащую траншею, ставшую братской могилой героев.
Пруссия. Тусклый рассвет в дыму. 18 марта 1945 года. Приказ: подавить, вражеский фронт преградивший путь нашим наступающим частям. Майор коммунист Рамазан Темиров на позиции лучшей из своих батарей. Густые облака разрывов закрывают фронт. И вдруг огненный смерч возникает там, еще секунду назад стоял командир. И густой дым траурной каймой стелется над землей…Кавалер двух орденов Красной Звезды и многих медалей, майор Рамазан Темиров не дожил до Дня Победы менее двух месяцев.
День за днем выходила за околицу старая Бари, смотрела на бескрайнее поле, сливавшееся с далеким небом. Хотела верить: вот сейчас вырастут они на пыльном большаке - молодец к молодцу, черноусые, с белозубыми улыбками - все в отца. Подойдут, скажут просто, как будто только что вернулись с сенокоса:
-Успели мы к пирогам, нана?. Но они не возвращались
Быстротечно время. Идут годы. Растет племя Темировых. Повзрослели внуки Бари. Нет, не оскудел дом Темировых. Глубокие корни у этой большой семьи. Твердо шагают они по земле, за которую отдали свои жизни Даукуй и шесть его сыновей. Братья Темировы выполнили свой долг перед Родиной, перед эпохой. Они оказались достойными своего отца. В их честь названа эта улица, ими гордятся и помнят дети, внуки и правнуки, так давайте не забудем их и мы.
Источник: progredigroup