Осетинская свадьба: правда и вымыслы

30-12-2009 | Просмотров: 37 699

Неоднократно вы, господа, спрашивали меня, как проходит национальная осетинская свадьба. Обычно вопросы начинались так: «А правда что…?». Некоторым я успела что-то рассказать, некоторым – нет. Этим постом я хочу рассказать все © «Твой день» =) Приступим ;)

Миф. У вас женятся и выходят замуж без любви по решению родителей. И вообще если тебя при рождении пообещали кому-то, то ты должна выходить замуж за этого человека.

Конечно! 150 лет назад практически так и было! Да и то в критических случаях. В принципе, парень мог сам выбрать будущую жену, как и девушка – мужа. Что тогда было действительно сложнее, чем сейчас, это познакомиться лично. Юноши (используем это незаслуженно забытое прекрасное слово) обычно «присматривали» девушек на праздниках. Чаще всего это были чужие свадьбы. Здесь надо подчеркнуть, что свободно разговаривать они не могли. Знакомство проходило в танце. Есть два ключевых национальных танца для этого случая: симд (щимд – здесь и далее буду давать русскую транскрипцию слова, если она отличается от осетинской) и хОнга. Первый – массовый танец, второй – танец-приглашение.



Как вы видите на записях, костюмы сделаны так, что прикрывают руки танцоров. Причина: мужчина не мог прикоснуться к девушке «голыми руками». Ну, в принципе он вообще никак не мог, но, в крайнем случае, их должно что-то разделять. Помню, мы в школе по осетинской литературе проходили одну повесть, где танцующий парень прикоснулся случайно к девушке, а ее братья ему очень долго за это пытались отомстить. Чем дело закончилось - не помню, но жертв не было. =) Так вот дальше. Значит, увидел Он где-нить Ее, и «если юноша чувствует себя морально и физически готовым к тому, чтобы взять на себя ответственность за семью, если у него есть любимая девушка и они решили связать свои судьбы, и если избранница сына наделена теми качествами, которые родители жениха желали бы видеть в будущей невестке, они (с согласия девушки) засылают сватов» («Осетинские обычаи». Владикавказ, 1999 г. Составитель Гастан Агнаев). Как я знаю, никаких «обещаний невест» и наоборот не было. По крайней мере, это не особо распространенная практика. Ребята, если я неправа, поправьте ;)

Как сейчас. Обыкновенно: познакомились, влюбились, поженились. Но различные традиционные процедуры остаются.

Начнем со сватов. Их должно быть трое: родственник жениха, его сосед, знакомый семьи невесты. По-осетински они называются «мИнавартта». Сейчас на сленге их кличут «минотавры» ))) Каждый из «минотавров» должен быть уважаемым человеком и желательно старшим представителем фамилии, семьи или двора (это к соседу относится). В доме потенциальной невесты женщины им готовят угощения, а встречают - мужчины приблизительно в таком же составе. Обычно все уже знают, что придут сваты, но по этикету до второго тоста гости ведут светскую беседу и только потом минавартта говорят, что они собственно минавартта. Кстати, про тосты: они длинные, но ничего вроде «высоко-высоко в горах… так выпьем же за то…» - у нас пьют в первую очередь за Бога и за Святого Георгия. Обычно в первый раз сватам ответа не дают, даже если знают, что невеста согласна. Этикет не позволяет сразу согласиться (думается мне, что это такой PR-ход ;) ). Сватам должны ответить примерно так: «Мы должны посоветоваться со старейшинами фамилии, родственниками, наконец, спросить о согласии девушку, и только тогда сможем ответить вам». Не знаю почему, но в таких случаях говорят, что сватов выгнали. На это никто не обижается, ибо так надо. Слышала о случаях, когда уже в наши дни сватов засылали по семь раз! Были такие приколисты-отцы. Сейчас могут прислать максимум три раза. Обычно до такого не доходит.

ФИдыд. Это отглагольное существительное ) ФИдын – платить. Думаю, вы слышали про всякие калымы. Вот у нас их нет. Фидыд — брачное соглашение с родителями невесты. Отказ от брака после фидыда считается большим оскорблением. Обычно происходит в доме невесты. Жених отправляет туда специальных людей – фИдауджыта. Они оставляют в доме невесты фИдауаггаг- определенную сумму денег в знак того, что две фамилии породнились. То есть они по форме не выкупают невесту. Здесь еще решают организационные свадебные вопросы. Опять накрывают стол, идут тосты… Раньше день свадьбы назначали старшие, но сейчас решают сами будущие супруги - старшие обсуждают его формально.

Сусагцыд (шушагсЫд). Это мероприятие я очень люблю =). Название его – тоже отглагольное существительное =) . Означает «тайный визит». По идее, жених «по секрету» приходит в дом невесты. «По секрету» - об этом формально не должны знать соседи, а приходят только самые близкие родственники и подруги невесты. Жених приносит невесте: обручальное кольцо, первое свадебное платье (да, их два ), новое белье, духи, конфеты. Почему он??? Все это должна покупать сторона жениха. Раньше они это и делали. Но в наши дни обычно выделяют невесте деньги и она все покупает, а потом отдает жениху, который все это счастье принесет ей. Конфеты здесь играют важную роль: если незамужняя девушка положит такую конфету под подушку, то ночью ей приснится ее жених. Вместе с женихом приходят еще две ключевые для свадьбы фигуры. (Сейчас будут трудночитаемые слова!) Къухылхацаг (кУхылхасаг – держащий за руку) и амдзуарджын (амзуАрджин). Первый – шафер, который потом становится названным братом невесты, второй – дружка, помощник шафера. Их выбирает жених. Обычно, къУхылхацаг – родственник или друг жениха средних лет, амдзуарджын – друг-ровесник жениха. Это первый раз, когда будущий супруг пересекает порог дома невесты. Но, как бы долго не проходило мероприятие, он ни в коем случае не должен оставаться ночевать там.

Миф. У вас на свадьбах перекрывают улицы и приглашают очень много людей?

Да! Да! И еще раз да! В среднем, количество приглашенных на свадьбу с одной сторону – 200 человек. То есть всякие сообщения, что, например, у очередной звездной пары на свадьбе было 100 приглашенных, нас вообще никак не трогают ;) На Кавказе еще очень сильны родственные отношения, поэтому нельзя не пригласить племянницу двоюродной сестры бабушки. А в городах, селах и поселках существуют не только жилые корпуса, но и частный сектор. Всех гостей не посадишь во дворе и в доме, поэтому улицу могут перекрыть и накрыть там столы. На похороны, кстати, бывает почти то же самое. Но не будем о грустном. В наши дни все чаще устраивают свадьбы в ресторанах и банкетных залах. Их даже строят уже с комнатами для невест. Зачем невесте отдельная команта, читайте дальше J

Фактически свадьба проходит в двух местах: в доме жениха и в доме невесты.

У невесты. Сначала девушка находится у себя. Там она одета в то самое платье, которое принес жених. Будущая супруга стоит в своей комнате (поэтому в банкетных залах для невесты отдельная комната!) в углу, скромно опустив глаза. Причем глаза – это важный момент! Ведь в девушке скромность была исключительно ценна! Что и сейчас актуально. ;) Рядом с девушкой так же скромно стоят ее подруги, сестры. В комнату посмотреть на невесту заходят гости. Раньше она реально не могла с ними разговаривать, но сейчас этому следуют только тогда, когда входят старшие. Если приходят какие-то ее хорошие знакомые, то она вполне может с ними общаться. Но стоять в углу! Никаких столов, прогулок к гостям и всего прочего. Все придет само ;)

А что происходит сейчас за пределами этой комнатки? Там накрыты столы и пируют гости. Причем женщины сидят отдельно от мужчин. А молодежь – вперемежку. Самое интересное и «обрядовое» происходит за столом мужчин. Во главе сидит старший. «На столе, по обычаю, голова и шея жертвенного животного, как правило, бычка. (На праздничных и свадебных столах шея обязательно кладется с левой стороны от головы), три пирога. Базыг у тамады. У старшего чындзхассага (о нем расскажу дальше!)— физонаг (фижОнаг, шашлык - обычно приготовленный из нечетного количества кусков сердца, печени и легких от кусарттаг- кушарттАг, жертвенный бычок) он сидит за второго старшего (не бычок! )) ). Физонаг из трех правых ребер у третьего старшего, который обычно представляет фамилию или родственников невесты по материнской линии. Старший встает, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой — базыг. Все сидящие за столом тоже встают, молодежь подходит ближе. Старший про износит молитву». И дальше все в подобном стиле. Молодежь в это время танцует.

После обеда приезжают чындзхасджыта (чынзхашджЫта). Это молодежь и несколько представителей старших со стороны жениха. Подъезжает целый кортеж, во главе которого машина, на которой невесту повезут в дом жениха. Весь транспорт украшен лентами и прочими аксессуарами. В среднем автомобилей бывает 9-10. В каждом где-то по 6 человек. Эти самые люди привозят невесте национальный свадебный костюм, подарки для нее и членов ее семьи. Девушке обычно дарят украшения, которые она должна сразу надеть. Обычно после этого ее руки выглядят ТАК:

Осетинская свадьба: правда и вымыслы


Плюс еще могут быть цепочки, серьги, которые за нехваткой ушей вешают на те же цепи.

Невесте приносят национальный костюм, в который ее должны переодеть подружки. Во время переодевания дверь закрывается, а невеста может перекусить и присесть. После облачения в разгамтта (рАжгамтта – национальный наряд), подружки не отдают ее просто так – шафер должен ее выкупить.
Старинный вариант:
Осетинская свадьба: правда и вымыслы
Современный вариант:
невеста

Кстати, есть еще шуточная традиция прятать одну из молодых девушек, приехавших с чындзхасджыта, и просить за нее выкуп. В общем, всех выкупили. Невесту выводят и ведут к столу со старшими мужчинами. Они желают счастья в новом доме и просят для нее покровительства у Богоматери. Потом невесту проводят к машине… Перед ней все это время должен танцевать самый зажигательный танцор под аккомпанемент гармонистки. Героиню праздника сажают в Мерседес (когда-то на арбу=)) ) и везут на праздник в доме жениха.

В пути. Почетно приехать в дом жениха самым первым из кортежа. К сожалению, из-за этого иногда случаются аварии =( Поэтому молодежь призывают не лихачить.

По дороге невесту могут завезти в ЗАГС, где ее ждет жених. Но ЗАГС у нас никакого авторитета не имеет. То есть, факт национальной свадьбы важнее печати в паспорте. Заезжают в святые места. (Это объясню тем, кто заинтересуется, потому что чувствую, что мало кто дочитал досюда, потому что я уже очень много написала).

В доме жениха. Почти тот же процесс, но в обратную сторону. Невесту подводят к старшим - они желают ей всего-всего – невесту ведут в ее новую комнату – танцы. И в этом архетипичном сценарии есть небольшие отклонения. Расскажу интересные моменты.

Хызисн (хЫжишИн). Снятие фаты – обряд приобщения к дому жениха. Это делает хызисаг (хыжисАг). Им может быть молодой парень, которого присылают из дома невесты специально для совершения обряда. Он берет специальный флажочек (у него тоже есть свое название, но я и так вас загрузила J ) и три раза машет им перед лицом невесты с пожеланиями фарн (фарн – особое понятие у осетин, которое не имеет дословного перевода; это не просто счастье, но и благополучие, и процветание - всеобъемлющее такое счастье). На третий раз он поднимает этим приспособлением фату невесты. Обычно, последняя боится того, что ей попадут в глаз )

Мыдыс къус (мЫды куш). Буквально переводится как «чаша с медом». Обычно это мед, смешанный с топленым маслом в хрустальной вазочке. Мед+масло=молодые должны быть сладки друг другу (по другой версии: жить гладко и сладко). Этим невеста должна накормить с ложечки присутствующих старших женщин. Она подносит каждой одну ложечку, а потом отдает ей этот столовый прибор+подарочек. Раньше вроде подарков не было. В процессе кормления группа юношей должна похитить вазочку. По традиции это должно быть после того, как невеста покормит всех, но сейчас часто темпераментные юнцы вырывают вазочку у невесты до того, как она достанет ложечку. Из практики. Была я год назад подружкой невесты. У нас человек в этой «должности» должен ехать вместе с невестой в дом жениха и всюду за ней следовать, помогать. Так вот во время этого воровства нас чуть не оставили без ног и чуть не убили платье невесты. Обычно их берут напрокат, поэтому наносить костюмам такие травмы никто не хочет. В общем, каждая невеста во время мыдыкъус находится в жутком ожидании. Кстати про подружку невесты. =) Вообще это должно быть два друга, но сейчас многое изменилось, поэтому обычно ездит одна подружка или пара подруга-друг. «После этого ритуала невесту снова уводят в ее комнату, где возобновляются танцы, песни, веселые шутки и смех. Невеста обычно стоит в дальнем от входа углу комнаты «под охраной» двух молодых людей приехавших вместе с ней из отчего дома в качестве сопровождения и поддержки. Они не разрешают фамильярничать или каким-либо другим образом обижать невесту. Всестороннюю поддержку и внимание оказывает невесте Канга Мад (букв. – «назаначенная мать» обычно молодая женщина из числа соседей, заблаговременно назначается матерью жениха или старшей женщиной в доме). Она становиться настоящим заботливым опекуном невесты на время адаптации в новом доме, а очень часто - и на всю жизнь».

Сиахсыцыд (шиАхши сыд). Это опять полюбившееся нам уже отглагольное существительное – посещение женихом дома невесты. Обычно он появляется поздно вечером, когда основные гости расходятся. С ним приходят друзья. Фактически только тогда проходит знакомство жениха с родителями невесты. То есть знакомить родителей со своими парнями-девушками у нас непринято. Во время сиахсыцыд девушки должны приготовить новоиспеченному мужу отвратительно соленую яичницу, которую он обязан съесть не поморщившись. Уж не знаю, что она символизирует, но мне кажется смысл такой: иногда наша дочь будет такой же, но ты терпи ))))) Это лишь моя догадка.

Второй день свадьбы. Ранним утром к невесте прибегают соседские дети. Она должна завязать девочкам бантики, а мальчикам - подарить сувениры. Бантики от невесты я просто обожала, но мне их всегда вручали в руки, потому что все детство я ходила с короткой стрижкой =(( В этот день к невесте в новый дом приезжают ее друзья и родственники. В основном молодежь. Опять танцы, застолье. Кроме этого они привозят ее приданое. Обычно его бывает много. От спального гарнитура до кастрюль.

А где жених???? «Раньше в день свадьбы жениху не полагалось быть дома — это противоречило свадебному этикету. Несколько дней он находился в доме своего кухылхацага, который теперь по отношению к нему назывался «фысым». Он с традиционными тремя пирогами вел его домой, в комнату к невесте.

В настоящее время жениха приводят к невесте на второй день. Это делают кухылхацаг или амдзуарджын с двумя-тремя молодыми людьми. Обязательны три пирога, пиво или арака (национальный алкогольный напиток; по свидетельствованиям многих, имеет вкус, аналогичный виски). Кухылхацаг произносит молитву: молодые вступили в новую жизнь, и пусть эта жизнь будет счастливой; на их плечи легла тяжелая ноша -ответственность друг за друга, за семью, так пусть они с достоинством пронесут эту ношу по жизни...»

Мифы о похищении невест. Этот пункт интересует многих особо. Похищение невесты в Осетии– это нарушение обычая, а не обычай. У осетин похищение дочери считалось позором не только для семьи, но и для фамилии. Обычно на это шли те, кому родители отказывали в сватовстве. Или невесту и в самом деле воровали насильно. Обычно после похищения в дом похитителя приезжают мужчины и некоторые женщины из близких родственников невесты. Они спрашивают девушку, хочет ли она остаться. Если да – они могут уехать, но иногда ее забирают и против воли. Если честно, в похищениях я не очень хорошо разбираюсь. Задача жениха – спрятать девушку так, чтобы ее не нашли, потому что считается, что та, кто провела ночь там, куда ее похитили, уже не может вернуться в свой дом. Вообще стороны должны потом помириться по установленным правилам. Иногда с момента похищения, до момента перемирия проходят годы. И в наши дни есть семьи, в которых отец может не разрешить дочери приходить в дом после такого замужества, не смотря на перемирие. Но это происходит все реже, потому что появились другие причины для похищений – экономические. Как вы заметили, такое количество обрядов подразумевает множество затрат. Полноценная свадьба – это дорогое удовольствие, поэтому похищения часто бывают формальными и происходят по сговору. Также и по этой причине похищения считались позорными: дочь могла сама сбежать с мужчиной. Сейчас свадьба с похищением обходится гораздо дешевле и занимает намного меньше времени. К этому явлению стали относиться гораздо спокойнее, но все же подсознательно всем хочется побывать на большой свадьбе (И в качестве невесты в том числе.) Кстати, в наши дни похищенная невеста в процессе киднэпинга должна написать заявление в милицию, что она сама ушла с этим гражданином. Все же похищение – это статья. Не всегда же бывает по сговору, поэтому сопротивляющуюся девушку долго уговаривают его написать прежде, чем привезти в место назначения. Для этого в ход идет и личное обаяние похитителей (помните кунаков из «Кавказской пленницы»???), их суггестивные, скажем по-умному, способности. Но не насилие ) Меня как бы не похищали, поэтому я точно не знаю ) В общем, сейчас радуются за девушку, когда слышат, что ее украли )

Конечно, множество деталей я опустила. Чтобы вдаваться в такие подробности нужно жить с этим, наблюдать, понимать. Иногда некоторые традиции несут такой объемный бэкграунд!

Спасибо всем, кто одолел этот текст до конца! Я трудилась над ним 2 дня.


Теги: свадьба

Комментарии:

Оставить комментарий

Iron

   13 марта 2012 19:54
Спасибо за труд!

Марина

   16 августа 2012 11:23
Спасибо...Очень познавательно.

Гость

   6 сентября 2013 19:31
Большое спасибо! Очень интересная статья, с такой любовью к обычаям написанная! Прочла и, как будто побывала на осетинской свадьбе!

Алиса

   16 сентября 2013 19:59
Большое спасибо! Умница!

Елизавета

   29 ноября 2014 00:13
Спасибо. Очень интересно была читать, хотя я просто искала в гугле другую инфу. Спасибо
Извини,не знаю как тебя зовут,но если ты увидишь этот комментарий и ответишь мне,буду очень благодарна,так как есть вопросы,ответы на которые найти нигде не могу,и спросить не у кого((( и за статью отдельное спасибо,хоть что то стало понятно

Майя

   13 октября 2016 13:30
Все очень "разжевано", нашла о веты на многие вопросы, но на главный вопрос не могу найти ответ. Почему невеста стоит в углу? Смысл этой традиции не могу понять. Берет оно начало конечно же в дреаности, и тогда это было уместным, даже необходимым элементом осетинской свадьбы, но сегодня времена ведь другие. Мужчины давно уже не носят кинжал, до девушек давно уже прикасаются до свадьбы, сватовства уже нет или почти нет, из дома родителей ее не забирают, калым не платят за нее, а этот обычай как был, так и остался. Не могу понять его смысл. Молодые же должны вместе должны радоваться этому дню, именно радоваться, а не в углу стоять. Я очень буду признательна за ответ!

Sophie

   19 сентября 2018 16:31
Самое главное и на иронской свадьбе и у осетин -аланов вообще -это понятие чести и достоинства (уаг æмæ гъдау). И этот кодекс чести и достоинства проявляется и в образе жизни и обычаях моего народа.
Молодые парни не танцуют, когда старшие произносят тосты, они обслуживают старших и почтенно их слушают. Осетины никогда не были торгашами. Любые торги- это в конечном счёте надувательство в той или иной степени. Поэтому, у нас никогда не было стремления обогатиться. Защитить Родину-да, защитить честь и достоинство -да, вести себя в любом месте как мужчина - да, я помню, когда я проезжала в автобусе, трамвае, метро в любом городе мира и если даже все места были свободны, мужчина-ирон, никогда не занимал их, это места для детей, женщин и стариков. Мир, к сожалению, сейчас под торгашами, если и есть какие-то богатые среди осетин- это или из смешанных с семьями торгашей, депутаты или чинуши. Все можно купить в этом мире, но честь и достоинство- нет!

А Залине
Залина, ну ты переборщила! О каком жутком состоянии невесты с мидикушем ты говоришь? Это красивейший обряд! И если в твоей практике его опошлили , то не надо выдавать это за образец культуры народа.
Когда на осетинской свадьбе бывают гости не осетины, (а они бывают всегда!) то не было еще человека, который бы не восхитился красотой обряда угощения медом старших женщин, коими бывают, как правило, свекровь, родственницы, соседки жениха. И никакой угрозы ни для невесты, ни для окружавших её не бывает! Бывает смех, шутки, восхищения красотой невесты...

А о яичнице что наговорила? Вероятно , это было взятого из аула населенного грузинами. Это у них подобные " пытки" жениху принято в шутку устраивать. Ну нет такого обычая! надо знать что есть обычай, прежде чем представлять нечто таковым.

Есть ещё другие огрехи в статье. Например, застолье описала так, что неосведомленный человек поймет так, что для обжорства перекрывают северо-кавказскую магистраль.
А ведь застолье осетин - это целая литургия! И как красиво проводится эта литургия в доме жениха, когда мужчины благословляют и наставляют, только что перешагнувшую порог своего будущего дома, невесту!
Прежде чем писать , почитала бы

Вообщем субъективный взгляд взятый из отдельной не самой лучшей свадьбы.

Осетины - арии, достаточно хорошо сохранившие древнею арийскую культуру. Угол – это особое место энергетических потоков. Он способен втягивать в себя находящуюся рядом энергию. Как положительную, так и отрицательную. Так, угол способен забрать весь негатив, собравшийся в доме. О том, что в углах существует несколько отличное от , например, центра дома колебания энергии подтверждают и физики.
Всем известно , что нашкодившего ребенка принято ставить в угол. Но не просто в угол, а в тот , который насытит его положительной энергией.
Осетины выделяют всегда место для невесты в восточном углу - углу восходящего солнца. Именно этот угол несёт положительный заряд и символизирует божественность. Вот и у православных иконостас тоже устанавливают в восточном углу и называется этот угол красным ( как красное солнышко).
Предки осетин очень хорошо знали об энергиях углов. Поверьте мне, на собственном опыте проверяла, угол заряжает положительной энергией!. Рекомендую если вас переполняют негативные эмоции, стоит непродолжительное просто постоять в углу через несколько минут
состояние изменится. Было бы неплохо , если бы в красный угол ставили и русских невест.

Elli

   17 марта 2021 22:54
А конфеты жениха только один раз можно под подушку положить?