Плоды Свободы. 2

19-01-2013 | Просмотров: 4 671

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
А.С. Пушкин


В продолжении коснусь "свободного" поведения молодежи.

Хотя не только она себя часто ведет «неправильно», но основной упор делается именно на нее. И приверженцы «приобщения» к традициям всегда за золотую середину. Что это за золотая середина, в их понимании, понять сложно. Я ее представляю так: мы все с айфонами, но под контролем «традиционных» семьи, фамилии, религии и так далее. В соответствии с обычаями и писаниями. То есть, соединение нашего агъдау («правильности»), с их передовыми технологиями. Но вопрос, а возможно ли такое вообще? Или нам все время оставаться потребителями готовых технологий изобретенных другими - мене правильными, но более развитыми?

Так можно ли сохраняя традиционный общественный уклад, покоящийся на неких исторически принятых запретах, а значит, воспитывая новые поколения с подобными установками в мозгах, в то же время ожидать, что бы в обществе возникали какие либо новые мысли и идеи?

Я думаю, первый вопрос очень сложен. И пока нет на него однозначного ответа, надо быть реалистом. А реальность такова: большинство научных открытий и технических изобретений, по крайней мере, за последние столетия, происходили в странах общество которых больше, чем другие освобождались от господства заскорузлых оков, как традиционного общественного уклада, так и религиозного господства. И связанного с этим давления общественного сознания на волю, чувства и мысли человека.

Отдельные великие мыслители были и в католической средневековой Европе, и в самодержавной православной России. Но именно как отдельные личности. Мы же говорим о массовом развитии наук. А массовое научное развитие не возможно без массы людей, чье сознание свободно. В свою очередь свободомыслящие люди, опять таки в массовом (!!!) порядке могут появляться только в обществе, свободном от господства религиозных догм и заскорузлого гнета консервативного общественного мышления. Мышления, которое проходя через сознание подрастающего поколения, формирует в них самую худшую форму подавления – внутреннюю цензуру. Ставит внутренние рамки, за которые человек уже не способен выйти. Ибо не что так не подавляет человеческий разум, и не уничтожает человека как личность, чем внутренняя установка о «вредности» перемен (не важно, чем это объяснится «запретом» всевышнего или ссылками на «волю» предков). А для научного движения и прогресса нужен, прежде всего, дух свободы. Свободы во всем обществе. И там, где в истории было больше свободы для личности человека, там и происходил научный прогресс.

Например. В католической Европе конца средневековья, человек под контролем церкви. К середине 15 века Старый Свет в тяжелейшем экономическом кризисе. Экономическое развитие требует новых рынков, то есть новых земель. В центральных и северных странах, где церковь абсолютный диктатор, все молятся о божьем благословении.

Но спасение приходит не с неба. А с юга. Генуя, одна из Морских республик, где общество более свободно, где церковь не так сильно мешает мыслителям. Здесь активно развивается морское дело. Оно в принципе, так или иначе, развивается во всех странах имеющих выход к морю. Но именно здесь изобретают технологии каравелл и каракк – скоростных и устойчивых кораблей, способные плыть на тысячи километров. Не было бы каравелл и каракк, не было бы и Великих Географических Открытий.

Вторая половина 18 века, в Старом Свете сильнейший экономический кризис. Последний кризис торгового капитализма. Техническое развитие, так или иначе, идет во всех крупнейших странах Европы. Но наиболее свободным для развития личности в тот период считается Англия. Здесь и происходит промышленная революция.

Конечно, при этом стоит заметить. Свобода сама по себе, как таковая, может способствовать исключительно теоретическому научному развитию. Для науки воплощенной в реальность, для прикладной ее части, еще нужно, что бы она была востребована обществом. То есть нужен и экономический базис.

Та же Генуя, вынуждена была развивать кораблестроение для дальних плаваний, потому как после падения Константинополя пути в Азию были перекрыты. А генуэзские торговцы переквалифицировались на торговлю с Западным побережьем Африки.

В Англии, которая была перенаселена сильнее других крупных европейских стран, а обширных и богатых драгметаллами колоний у нее на тот момент не было, крайне необходимо было при меньших ресурсах получать больше продукции. То есть требовалась большая производительность труда. Поэтому здесь и произошла промышленная революция. Ее стартом считается изобретение паровой машины Джеймса Уатта. Но на самом деле Уатт не изобретал самой паровой машины, он сделал лишь один из ее вариантов. И хотя подобные механизмы создавалась и в других странах, но там они оказались не востребованы и не развивались. И только в Англии паровой двигатель оказался и востребован и применен в массовом порядке.

Или возьмем нашу историю. Массовый всплеск науки и технического развития произошел после Великой Октябрьской Революции. Рухнуло догматичное господство церкви в человеческом сознании. Подрастающее поколение, чей мозг был свободен, от догматов и страха общественного порицания ринулось в науку дав целую плеяду выдающихся деятелей. В то же время только, быстрый и масштабный научно-технический рост мог гарантировать независимость молодой стране советов, находившейся в кольце враждебных стран.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: быстрое и масштабное техническое и научное развитие происходит при сочетании двух факторов: свободного от догматов общественного сознания и востребованного экономического базиса. Ничто не должно сдерживать или ограничивать мышление человека, направленного на изучение природы, но в то же время оно должно поддерживаться экономически.

Источник: Сослан Бероев

Комментарии:

Оставить комментарий
Уваж.Сослан,похоже Вы уже смогли освободиться от многих догматов..,в том числе и догматов формальной логики.Ну что ж ..,теперь будем от Вас ждать открытий сродни "периодической системы... химческих элементов Д.И.Менделеева"или Новой теории относительности...от Бероева.