Про самых осетинистых осетин

20-06-2012 | Просмотров: 5 607

реком


Недавно в Осетии прошел местный праздник Рекомы (табу йаухицаен) бон. По уже сложившейся традиции, к святилищу в Цее пришло много людей. Наверх поднялись только мужчины. Как и положено. Было много красивых слов, тостов, песен. Организаторы, как мне сказали, старались сделать все по правилам. Во всяком случае, по таким, о которых им известно. Со стороны все выглядело довольно красиво (ну, на самом деле, на любого произведут впечатление мужчины на фоне гор, поющие национальные песни) и правильно. Честно говоря, мне все это понравилось. Здорово, когда люди искренне тянутся к корням, тем более, если корни эти – не гнилые и еще могут питать дерево. Плохо только, когда исполнение традиций превращается из сакрального действа и формальное. А то, что в случае с Рекомом (табу йаехицаен) происходит именно так, у меня остается все меньше сомнений.

Начну с того, что любому осетину известно, что подниматься к святилищу можно лишь продержав несколько дней пост, очистив помысли, не сквернословя, не касаясь женщин. Так вот, я очень сомневаюсь, что из нескольких сот присутствовавших у святилища мужчин все это делали. Не матерились, не делали другим зла, не прелюбодействовали. Тем не менее, формальность решили соблюсти – женщин-таки, наверх не пустили. Ибо – по правилам так надо. Уважаемые, по правилам надо не только это, по правилом надо быть другими людьми, чтобы иметь право подняться туда самим.

Но этого мало, как стало известно, в следующем году активисты из числа восстановителей святилища (к которым несмотря ни на что, я отношусь с большим уважением лишь за то, что он в свое время сделали) собираются не пропускать к святилищу “плохих” людей, не говоря уже о туристах. А чтобы попасть туда, скорее всего, нужна будет справка. Правда, вот кем она должна должна быть выдано – неизвестно. Видимо, для этого будет создан какой-то соответствующий совет. Круто, правда.

Меня вот что интересует. Ребята из Уацдина, или Ацаегдина, или Ирондина (не знаю уж, как у вас там правильно), вы что, на самом деле решили, что имеете право на приватизацию осетинских святынь? Одно дело, когда вы собираете информацию о праздниках, пытаетесь искать утраченные традиции и совсем другое, когда вдруг решаете, что на древних святилищах имеете право устанавливать свои правила. Я лично не знаю ни одного человека, который бы вас на это уполномочивал.

Для того, чтобы на древних осетинских святилищах все было так, как и положено, начинать надо не с них. Ими, как раз, все должно логически завершаться. А до того времени вы, конечно, можете запереть все дзуары и не пускать туда не то что туристов, а вообще никого. Кроме себя, как самых осетинистых осетин.

Фото: http://alangsm.livejournal.com/55171.html

Источник: Заур Фарниев

Комментарии:

Оставить комментарий